Необходимо принимать жесткие меры в отношении ненадежных строителей, на кону – реализация нацпроектов в Архангельской области

 Обсуждение вопросов, возникающих при возведении объектов в рамках бюджетного финансирования и исполнения национальных проектов, стало темой большого совещания, которое провел губернатор Игорь Орлов в правительстве Архангельской области с участием крупных строительных компаний региона

Игорь Орлов четко сформулировал цель встречи: найти конкретные пути решения острых вопросов, связанных с низкими темпами и зачастую низким качеством строительных работ, выполняемых в рамках национальных проектов.  

К примеру, самый крупный нацпроект «Жильё и городская среда». В рамках его реализации к 2024 году в регионе предстоит построить более 450 тысяч квадратных метров нового жилья, на эти цели будет направлено более 22 миллиардов рублей. Для строительной отрасли региона это колоссальные объёмы работ.  

Но уже сегодня у строителей начали возникать серьёзные проблемы, хотя пока речь идёт о расселении чуть более 40 тысяч квадратных метров на общую сумму 1,6 млрд рублей. В реальных цифрах это 15 новых многоквартирных жилых домов в восьми муниципалитетах области. И ежегодно темпы строительства будут возрастать. Кроме того, строительство ведется по нацпроектам «Культура», «Здравоохранение», «Образование», «Демография». Сегодня по всем нацпроектам заключены контракты на общую сумму 8,7 миллиарда рублей. 

Соблюдать сроки и обеспечить качество работ 

По словам министра строительства и архитектуры Архангельской области Дениса Гладышева, почти 90 процентов госконтрактов распределено между четырьмя подрядными организациями. Но они не всегда справляются со взятыми на себя обязательствами: отставание от плана составляет от одного до девяти месяцев. 

В то же время подрядчикам предоставлено право самостоятельного выбора проектной организации, с семи до пяти дней сокращены сроки выдачи разрешения на строительство, сроки проведения госэкспертизы сжаты до 30 дней. Все эти меры, вводимые региональным правительством, должны упростить и ускорить работу, но на практике достичь цели получается не всегда.  

— В этой связи мы просто вынуждены ужесточить работу с подрядными организациями и надеемся на поддержку со стороны СРО «Союз профессиональных строителей», – сказал Денис Гладышев. – Необходимо рассмотреть возможность применения 372-го Федерального закона от 2016 года в части выполнения возложенных на СРО функций контроля за исполнением членами СРО обязательств по государственным и муниципальным контрактам, а также ряд других мер. 

В сложившейся ситуации возрастает роль и ответственность саморегулируемой организации «Союз профессиональных строителей», в состав которой на сегодняшний день входят 500 компаний и без членства в которой строители не вправе принимать участие в государственных и муниципальных торгах. 

— Ситуация складывается таким образом, что мы вынуждены предпринимать конкретные, порой жесткие меры для того, чтобы исключить срыв реализации нацпроектов, – обозначил задачу губернатор Игорь Орлов. 

Предложения СРО: проанализировать и внедрить лучшее 

Исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей» Андрей Бессерт внес в этой связи ряд предложений. По его мнению, необходимо прежде всего вернуть специализацию строительных предприятий согласно видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства. Это вызвано тем, что отсутствие видов работ не позволяет получить представление о квалификации строителей, претендующих на выполнение того или иного госзаказа. 

— СРО может ввести дополнительные требования по наличию у определенного количества работников участника СРО необходимой специальности и квалификации, а также по наличию у него машин, оборудования и механизмов, позволяющих выполнять те или иные виды работ, предусмотренные госзаказом, – предложил Андрей Бессерт. – Также мы предлагаем исключить обеспечение исполнения контрактов для членов СРО, совокупный размер договорных обязательств которых по договорам, заключённым с использованием конкурентных процедур, не превышает 10 млн руб. Это простимулирует малые компании. И этот вопрос мы уже прорабатываем совместно с Национальным объединением строителей. 

Кроме этого, по словам исполнительного директора, союз готов оперативно реагировать на запросы государственных и муниципальных заказчиков и проверять свои компании, а при необходимости – приостанавливать разрешение на заключение новых договоров. Также необходимо внедрить рейтинговую систему оценки участника торгов, учитывающую стоимость и сложность исполнения конкретного строительного контракта, ввести обязательное комплексное страхование строительно-монтажных рисков и финансовой защиты, покрывающее все виды ущерба, независимо от причины его возникновения. 

— Для снижения финансовой нагрузки на участника и для ускорения начала строительства имеет смысл предусмотреть обязательное авансирование контракта, но, безусловно, только при наличии обязательной банковской гарантии и комплексного страхования контракта. Также необходим строгий контроль уровня компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в СРО и объема уже заключенных договоров за минусом уже выполненных работ, – считает Андрей Бессерт. – В настоящий момент такой контроль осуществляет только саморегулируемая организация. 

По мнению председателя совета СРО «Союз профессиональных строителей» Михаила Палкина, ситуацию в строительной отрасли необходимо рассматривать на регулярной основе, например ежемесячно, и делать это на площадке правительства области. Необходимо рассматривать каждый случай индивидуально и принимать оперативные решения, в том числе и с использованием механизмов СРО. 

В итоге принято решение проработать поступившие предложения и начать применять наиболее действенные уже с начала следующего года. 

Пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области по материалам пресс-службы СРО «Союз профессиональных строителей».