Двиноважье – История лесозаготовок запани Пенье

История лесозаготовок запани Пенье

В трудовой истории коллектива запани Пенье мы больше знаем про сплав древесины и совсем немного про лесозаготовку. Может, это потому, что сплав был в летний период, и он был прекрасно виден всеми нами с берега реки. Да и с детских лет мы бегали по бонам запани, ловили рыбу с бонов и трудились на сплаве. А лесозаготовка оставалась вне поле нашего зрения.
Во-первых, это с глубокой осени и до весны. Во-вторых, это было где-то далеко в лесу. И, в-третьих, труженики затемно уезжали на работу в лес и затемно приезжали с работы.

Да, лесозаготовки очень зависели от капризов погоды. Плохая погода — плохие дороги для лесовозов и плохое выполнение плана. Лес-то можно напилить, а вот как его вывезти из лесу на нижний склад?
Вывозка древесины главным образом ложилась на водителей лесовозов.

Бросаешь взгляд в прошлое и начинаешь понимать, как непросто приходилось водителям лесовозов в то время. Автомобиль ЗИЛ-157. Его еще называли «колун». Техника военная с минимумом удобств для водителей лесовозов. Руль без гидроусилителя, и все повороты груженной лесом автомашины сказывались на руках водителя, ведь приходилось крутить руль с большими усилиями. После такого рейса руки у водителя болели сильно. Мало того, антифриза тогда не было и приходилось после каждого рейса сливать в морозную погоду воду из системы охлаждения. А рано утром заливать теплую воду, а в суровые морозы иногда и факелами разогревать поддон картера двигателя, чтобы завести двигатель. И все это ложилось на плечи водителей лесовозов.

Потом появились военные машины ЗИЛ-131, а затем и МАЗы. Но это уже были машины с гидроусилителем руля и более мощные и грузоподъемные. Иногда на МАЗы грузили более 40 кубометров древесины, в отличие от 10 кубометров на ЗИЛ-157. Водители лесовозов были элитой среди других работников. Многие фамилии водителей той поры из памяти уже выветрились. Вспоминаются: А. Поломарчук, П. Приходько, А. Сквознов, В. Васянович, В. Попов, В. Некрасов, В. Турунцев, В. Любушин, В. Сидоров. Извините, что не указал имена водителей, да и перечень их неполный. Хочется верить, что читатели внесут дополнения в список водителей лесовозов.

В наиболее напряженные периоды лесозаготовки водители работали посменно, парами на одну лесовозную машину. А наиболее напряженные дни были в марте. Март считался на запани таким же, как июльский миллион на сплотке. Март был ударным месяцем на лесозаготовке. И мартовские утренники помогали лесозаготовителям Пенья. В те годы утренники мартовские были намного холоднее, чем в нынешнее время.

Вспоминается, что водители автомашин, в большинстве своем, на сплаве трудились в бригадах на формировке. И когда сплав терял свой темп и запань переходила на двухсменный режим работы, то водителей переводили в мастерские на подготовку лесовозов к зимней вывозке древесины. Готовили машины тщательно, чтобы отъездить зимний сезон без больших поломок.

Надо понимать, что вождение лесовоза по лесной дороге требовало большого искусства от водителей. Чуть оплошаешь, и машина, груженная хлыстами древесины, могла съехать с колеи дороги и увязнуть в снегу. Вытащить такую машину на дорогу было сложно.

Управлять лесовозом было большое искусство, и многие водители проявляли его. Леонид Сквознов вспоминает, что однажды он привез на свой участок лесовоз дров. Дом располагался на Павлина Виноградова около Дома культуры, и машину с дровами нельзя было оставлять на дороге. И вот Леонид умудрился аккуратно загнать лесовоз на участок дома. Глава березниковского поселкового Совета не мог поверить, что такую большую и груженую машину можно было загнать на участок, не разгораживая огород, в узкий проезд. Что и говорить, и руки, и голова у наших пеньевских водителей лесовозов были на месте. Пока еще мы своих ветеранов лесовозов помним.

Анатолий Дианов.

Читайте также
Яндекс.Метрика