Двиноважье – Девять областных законов приняты на мартовской сессии областного Собрания

Девять областных законов приняты на мартовской сессии областного Собрания

Всего же рассмотрено 14 законопроектов, инициированных губернатором и правительством области, из них девять областных законов приняты во втором чтении, в том числе шесть законов – сразу в первом и во втором чтениях. Областные законы, принятые на сессии областного Собрания, в ближайшее время поступят главе региона на подписание.

Пять проектов областных законов, внесенных губернатором, будут рассмотрены во втором чтении на апрельской сессии областного Собрания (20–21 апреля).

В центре повестки прошедшей сессии – социальные вопросы.

Предоставление государственных жилищных сертификатов детям-сиротам

Такой областной закон принят по инициативе губернатора области.

Документ касается лиц, которые относились к категории детей-сирот, достигли возраста 23 лет, в отношении которых вступили в законную силу до 1 января 2022 года и не исполнены решения суда.

Концепция областного закона была предварительно проработана рабочей группой по подготовке предложений по изменению областного законодательства в части альтернативных способов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями с использованием сертификатов, созданной распоряжением губернатора области от 7 декабря 2021 года № 942-р.

Областным законом введена правовая основа предоставления указанным лицам государственного жилищного сертификата – именного свидетельства, удостоверяющего право на однократное получение за счет средств областного бюджета социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения. Срок действия сертификата составляет шесть месяцев. Он предоставляется с учетом очередности, устанавливаемой постановлением правительства области исходя из даты вступления в законную силу судебных решений.

Сертификат предоставляется заявителю в случае его удовлетворительной адаптации к самостоятельной жизни. В законопроекте установлены критерии такой адаптации. К примеру, это осуществление трудовой (служебной) деятельности на основании трудового договора (служебного контракта), не менее шести месяцев до дня обращения с заявлением о предоставлении сертификата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости и (или) факта уголовного преследования, алкогольной, наркотической и (или) иной токсической зависимости на день обращения с заявлением.

В соответствии с областным законом, органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов имеют право использовать субвенцию на предоставление заявителям сертификатов в рамках реализации государственных полномочий области по предоставлению детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Областным законом определены механизмы получения и реализации сертификата, которые будут детализированы в рамках порядка, установленного постановлением правительства области.

Согласно областному закону, размер социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, составляет 2 316 290 рублей. Этот размер определен исходя из:

  • расчетной нормы общей площади жилого помещения, равной 33 кв. м общей площади жилого помещения;
  • средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по области равной 70 191 рублю.

Указанный размер социальной выплаты увеличивается в соответствии с областным законом об областном бюджете.

По предварительным расчетам, на реализацию областного закона в областном законе об областном бюджете на 2022 год и плановый период планируется предусмотреть средства в размере 196,9 млн рублей (по неисполненным 85 решениям судов, вступившим в законную силу с 1 января 2014 года по 31 декабря 2017 года включительно), в 2023 году – 113,5 млн рублей (по неисполненным 49 решениям суда, вступившим в законную силу с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно), в 2024 году – 183 млн рублей (по неисполненным 79 решениям суда, вступившим в законную силу с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года включительно).

Развитие механизмов трудоустройства молодежи

В первом чтении поддержаны комплексные изменения, направленные на стимулирование работодателей в содействии занятости молодых граждан. Они подготовлены министерством труда, занятости и социального развития области совместно с правовым департаментом администрации губернатора и правительства области.

Реализация первого блока правок позволит за счет средств областного бюджета выплачивать компенсацию работодателям, трудоустраивающим на постоянные рабочие места молодых граждан, которые после завершения обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования участвовали в программе временного трудоустройства и работали по специальности, однако необходимого опыта работы не имеют. В настоящее время областным законом компенсация работодателям, трудоустраивающим такую молодежь, не предусмотрена.

Второй блок правок связан с совершенствованием процедуры расчета размера компенсации работодателям, трудоустраивающим молодых граждан.

Согласно законопроекту, работодателю компенсируются фактически понесенные им расходы на оплату труда молодого гражданина в течение срока действия трудового договора, заключенного между работодателем и молодым гражданином. Размер компенсации не должен превышать величины МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, в котором заключен трудовой договор, увеличенной на районный коэффициент, применяемый в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сумму страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды. Выплата компенсации производится не более чем за три месяца.

В настоящее время размер компенсации работодателям, трудоустраивающим молодых граждан, равен сумме налога на доходы физических лиц, уплаченной работодателем в течение срока действия трудового договора, заключенного между работодателем и молодым гражданином.

Со слов министра труда, занятости и социального развития области Сергея Свиридова, при новом механизме расчета размера компенсации максимальная сумма компенсации при трудоустройстве одного молодого гражданина составит свыше 67 тысяч рублей. В то время как исходя из действующего механизма расчета размера компенсации работодатель может получить компенсацию в размере около 60 тысяч рублей.

Третьим блоком изменений предусмотрен двухсторонний договор о намерении трудоустройства молодежи, заключив который, работодатель имеет право на получение компенсации. Такой договор с работодателем заключает областное учреждение занятости населения. В настоящее время третьей стороной указанного договора является региональное министерство труда, занятости и социального развития. Это оптимизирует процедуру получения работодателями компенсации в связи с трудоустройством молодежи.

Новые меры поддержки в сфере отдыха и оздоровления детей

В первом чтении принят проект закона, вводящий меры поддержки для детей, обучающихся с пятого по восьмой класс по общеобразовательным программам и проживающих на территориях Архангельской области, отнесенных к Арктической зоне России, предусматривающие бесплатный отдых в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на Черноморском побережье Краснодарского края, Республики Крым и города Севастополя, на побережьях Азовского, Каспийского и Японского морей, а также в Республике Адыгея, на курортах Кавказских Минеральных Вод.

Указанные правки обусловлены принятием постановления Правительства России от 24 декабря 2021 года № 2452, которым с 2022 года субъекты Федерации наделены полномочиями по поддержке в сфере отдыха и оздоровления детей, обучающихся с пятого по восьмой класс по общеобразовательным программам и проживающих на их территориях, отнесенных к Арктической зоне России.

К таким мерам поддержки указанных категорий детей отнесены:

  • предоставление путевок в организации отдыха детей;
  • бесплатный проезд до места нахождения организаций отдыха детей и обратно;
  • оплата стоимости услуг лиц, сопровождающих детей, к месту нахождения организаций отдыха детей в составе организованной группы детей и обратно.

Меры поддержки по предоставлению путевок и бесплатному проезду до места нахождения организации отдыха детей и обратно реализуются на условиях софинансирования за счет средств субсидии, предоставляемой областному бюджету из федерального бюджета. На 2022 – 2024 годы общий объем бюджетных ассигнований на эти меры поддержки предусмотрен в размере свыше 172 млн рублей ежегодно, из них свыше 155 млн рублей – размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета.

Меры поддержки по оплате стоимости услуг лиц, сопровождающих детей, до места нахождения организации отдыха детей в составе организованной группы детей и обратно, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Дополнительные расходы областного бюджета в 2022–2024 годах на эти цели ежегодно составят свыше двух миллионов рублей.

Указанные изменения вступают в силу со дня официального опубликования областного закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Учреждения УФСИН отнесены к потребителям, приравненным к населению, в сфере водоснабжения и водоотведения

Изменения в данной сфере, принятые в первом и во втором чтениях, разработаны министерством ТЭК и ЖКХ области совместно с правовым департаментом и направлены на урегулирование вопросов компенсации недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих по льготным тарифам услуги водоснабжения и водоотведения исправительным учреждениям.

Согласно данным правкам к потребителям, приравненным к населению, в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены с 1 января 2022 года исправительные учреждения и следственные изоляторы при выполнении функций исправительных учреждений. Основными условиями такого отнесения являются:

  • приобретение горячей, питьевой, технической воды и услуг по водоотведению в целях их использования на коммунально-бытовые нужды осужденных;
  • оборудование помещений, в которых содержатся осужденные, приборами учета горячей воды, холодной воды, а также сточных вод (при наличии).

Министр ТЭК и ЖКХ области Дмитрий Поташев пояснил, что указанные изменения обусловлены арбитражной судебной практикой, согласно которой ресурсоснабжающие организации вправе применять во взаимоотношениях с исправительными учреждениями тарифы для потребителей, приравненных к населению, в отношении объемов коммунальных ресурсов (водоснабжение и водоотведение), предназначенных для осужденных.

На реализацию положений законопроекта в 2022 году в областном бюджете уже предусмотрены средства в размере 13,8 млн рублей.

Согласование назначения руководителей муниципальных финансовых органов

Областным законом, принятым во втором чтении, введена процедура участия министерства финансов области в проверке соответствия кандидатов на должность руководителя финансового органа муниципалитета установленным квалификационным требованиям. Он подготовлен правовым департаментом во исполнение Федерального закона от 19 ноября 2021 года № 376-ФЗ.

Областным законом определен перечень документов, представляемых муниципалитетами в министерство финансов области для рассмотрения кандидатов, а также способы проведения проверки кандидатов (проверка документов представляемых для рассмотрения кандидатов; тестирование на знание соответствующего нормативного материала; собеседование в целях оценки профессиональных качеств и компетентности кандидатов).

По результатам проверки соответствия кандидатов квалификационным требованиям министерством финансов области принимается решение о соответствии или несоответствии кандидата квалификационным требованиям. Такое решение оформляется протоколом, который направляется в установленном порядке главам муниципалитетов.

Развитие законодательства в сфере административных правонарушений

Правки в этой сфере, разработанные правовым департаментом, приняты в первом чтении. Они представлены заместителем руководителя администрации – директором правового департамента Игорем Андреечевым.

Первым блоком изменений актуализируются административные составы, предусматривающие административную ответственность за неоплату пассажирами проезда, провоза багажа и ручной клади на автомобильном транспорте общего пользования.

Подготовка этих правок обусловлена Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Законопроектом также предлагается увеличить размеры административных штрафов за указанные административные правонарушения. Размеры этих штрафов не изменялись с 2007 года и составляют в настоящее время 100 рублей.

В рамках второго блока изменений корректируются требования к предельной численности ответственных секретарей административной комиссии, полномочия которой распространяются на два и более территориальных округа городского округа области, а также полномочия председателя административной комиссии.

Согласно законопроекту, в состав такой комиссии входят один или несколько ответственных секретарей. Таких секретарей не может быть более восьми человек.

В силу правок председатель административной комиссии распределяет между ответственными секретарями административных комиссий их полномочия (в случае наличия в составе административной комиссии нескольких таких секретарей). В настоящее время объем работы между ответственными секретарями одной административной комиссии распределяется такими секретарями самостоятельно по личной договоренности.

В соответствии с третьим блоком правок развивается механизм зачисления в местные бюджеты сумм административных штрафов по отдельным статьям областного закона «Об административных правонарушениях».

В силу законопроекта суммы штрафов за совершение несовершеннолетними отдельных административных правонарушений, предусмотренных областным законом (нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах, нарушение тишины и покоя граждан), подлежат зачислению в полном объеме в местные бюджеты муниципалитетов, где муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних вынесли постановления о наложении таких административных штрафов. Это возможно в силу Бюджетного кодекса России.

Уточнение распределения налоговых доходов между Архангельской областью и Ненецким автономным округом

Принят в двух чтениях областной закон об утверждении дополнительного соглашения к договору между регионами о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 5 июня 2014 года.

Договор распределяет налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, собираемых на территории Ненецкого автономного округа, между окружным и областным бюджетами.

Дополнительным соглашением технически скорректированы положения договора, предусматривающие распределение норматива зачисления в бюджет Ненецкого автономного округа налоговых доходов от налога на доходы физических лиц (в части указания актуальной ссылки на соответствующий абзац пункта 2 статьи 56 Бюджетного кодекса России).

Изменения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Данные поправки, подготовленные правовым департаментом в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2021 года №459-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приняты в первом чтении.

Органы местного самоуправления организуют и проводят эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера, а также устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций любого уровня факты проживания граждан в зоне чрезвычайных ситуаций, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно законопроекту, областная комиссия и муниципальные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций соответственно регионального и межмуниципального характера, муниципального характера.

Исполнительные органы региональной власти организуют и проводят эвакуационные мероприятия также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера.

Вводятся положения, регулирующие вопросы гласности и информации в указанной сфере.

Уточнения в сфере градостроительной деятельности

Изменениями в данной сфере, принятыми во втором чтении, скорректирован срок рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на строительство при повторном обращении застройщика. Согласно данным изменениям, такой вопрос рассматривается в сроки, установленные Градостроительным кодексом России.

Уполномоченные на выдачу разрешения на строительство органы публичной власти выдают такое разрешение в течение пяти рабочих дней либо тридцати дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство. Иные сроки выдачи указанного разрешения не предусмотрены.

Изменения в областные законы в связи с созданием публично-правовой компании «Фонд развития территорий»

Подготовленные правовым департаментом и принятые в первом чтении изменения вносятся в отдельные областные законы в части изменения наименований публично-правовой компании «Фонд по защите прав граждан – участников долевого строительства» и государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на публично-правовую компанию «Фонд развития территорий».

Игорь Андреечев отметил, что Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 436-ФЗ предусмотрено создание публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на базе публично-правовой компании «Фонд по защите прав граждан – участников долевого строительства» с дальнейшим присоединением к ней государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Границы территорий городских округов «Северодвинск» и «Новая Земля» получили закрепление

Сразу в двух чтениях поддержаны областные законы, которыми утверждены планы и описание границ территорий городских округов «Северодвинск» и «Новая Земля».

Они подготовлены правовым департаментом совместно с министерством строительства и архитектуры области в связи с расхождениями в наименованиях и типах географических объектов, наименованиях муниципалитетов.

Согласование решения правительства области о передаче в залог областного имущества

Согласовано решение правительства области о передаче в залог публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк» находящейся в областной собственности доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «ТГК-2 «Энергосбыт» в качестве обеспечения исполнения обязательств общества с ограниченной ответственностью «ТГК-2 «Энергосбыт» по кредитному соглашению об открытии возобновляемой кредитной линии. Это позволит обеспечить стабильное функционирование данного хозяйственного общества.

«Правительственные часы»

В рамках «правительственных часов» исполняющий обязанности министра здравоохранения области Александр Герштанский представил информацию о реализации прав граждан на дополнительное и льготное лекарственное обеспечение, а министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области Игорь Мураев – информацию о перспективах проведения лесоустроительных работ в регионе.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Фото: aosd.ru

Читайте также
Яндекс.Метрика