Двиноважье – 12 областных законов принято на апрельской сессии Архангельского областного Собрания

12 областных законов принято на апрельской сессии Архангельского областного Собрания

Всего в ходе сессии рассмотрено 30 законопроектов.  23 проекта областных законов инициированы губернатором, семь – депутатом областного Собрания Игорем Чесноковым.

12 областных законов, внесенных губернатором, приняты во втором чтении, в том числе семь законов – сразу в первом и во втором чтениях. Они в ближайшее время поступят для подписания главе региона.

Во втором чтении на очередной сессии, которая состоится 25 мая, рассмотрят 18 проектов областных законов, 11 из них внесены губернатором области и семь – депутатом областного Собрания Игорем Чесноковым.

Поправки к Уставу области и создание пяти новых муниципальных округов – в центре повестки прошедшей сессии.

Поправки к Уставу области

Такой проект областного закона принят в первом чтении по инициативе губернатора области.

Со слов заместителя руководителя администрации – директора правового департамента администрации губернатора и правительства области Игоря Андреечева, разработка документа обусловлена принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Также учтена необходимость развития норм Устава области в связи с совершенствованием конституционно-правового регулирования статуса и полномочий субъектов Федерации.

Изменения касаются прежде всего правового статуса губернатора области, областного Собрания и правительства области.

В законопроекте раскрыты принцип единства системы публичной власти применительно к областным органам власти и органам местного самоуправления.

Губернатор области одновременно замещает государственную должность России и государственную должность области. Скорректированы полномочия губернатора области в сферах представительских и правотворческих функций, местного самоуправления.

Уточнено разграничение полномочий губернатора области и первого заместителя губернатора области – председателя правительства области. При этом губернатор области вносит в областное Собрание ежегодный отчет о результатах деятельности правительства области, а первый заместитель губернатора области – председатель правительства области – областные законы об утверждении областного бюджета и отчета о его исполнении, сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ.

Указом губернатора области определяются система и структура областных исполнительных органов. Исключены положения об отзыве губернатора области.

Уточнена форма работы областного Собрания. Скорректирована процедура проведения первого заседания областного Собрания нового созыва. Актуализированы полномочия областного Собрания в зависимости от формы их реализации (областной закон и постановление).

Уточнены полномочия правительства области в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, этнокультурной политики.

Также проектом областного закона определен перечень должностей, относящихся к государственным должностям области, унифицирован их статус. Раскрыты требования к лицам, замещающим государственные должности области, в части обязательного соблюдения ими запрета совмещать свою должность с иными государственными должностями, запрета злоупотребления своими полномочиями, антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей.

Поправки к Уставу реализованы в областном законе «О правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области». Изменения, подготовленные правовым департаментом, также поддержаны в первом чтении.

Помимо реализации поправок в Устав области, в законопроекте дополнительно проработан механизм упразднения исполнительных органов государственной власти области аналогичный процедуре упразднения федеральных органов исполнительной власти, предусмотренной Указом Президента России.

Лешуконский, Мезенский, Шенкурский, Котласский и Холмогорский округа

Сразу пять областных законов в сфере создания муниципальных округов, подготовленные правовым департаментом совместно с органами местного самоуправления, приняты в первом и втором чтениях. Они представлены на сессии главами преобразуемых муниципальных районов Александром Мартыновым, Валерием Авдеевым, Оксаной Красниковой, Татьяной Сергеевой и Натальей Большаковой.

Инициатива о преобразовании городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, путем их объединения и наделения вновь образованных муниципальных образований статусом муниципальных округов исходила от органов местного самоуправления.

В отдельных случаях такая инициатива исходила от глав муниципальных районов (например, в Лешуконском, Холмогорском и Шенкурском районах), администраций муниципальных районов (в Мезенском районе), Советов депутатов отдельных поселений (в Котласском районе).

Вопрос о создании муниципальных округов на территории Котласского, Шенкурского и Холмогорского районов обсуждался в 2022 году уже повторно, первые процедуры по обсуждению такого преобразования прошли еще в 2021 году. Решения о данных преобразованиях приняты по итогам соблюдения всех процедур, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данные процедуры включали:

  • рассмотрение вопроса о предлагаемом преобразовании на публичных слушаниях в городских и сельских поселениях, входящих в состав муниципальных районов, и в самих муниципальных районах;
  • одобрение представительными органами городских и сельских поселений входящих в состав муниципальных районов, и представительными органами самих муниципальных районов предлагаемых решений.

Инициатива органов местного самоуправления была поддержана губернатором Архангельской области Александром Цыбульским. С учетом обращений органов местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований к губернатору области правовым департаментом были разработаны соответствующие проекты областных законов, которые были внесены в областное Собрание депутатов для рассмотрения в порядке законодательной необходимости.

Принятые решения об образовании муниципальных округов являются реализацией концепции создания и развития муниципальных округов Архангельской области, утверждённой правительством области.

Положения указанной концепции реализованы в принятых областных законах, в том числе касающихся государственной поддержки муниципальных округов.

Днем создания новых муниципальных округов определено 1 июня 2022 года. Переходный период указанного преобразования – со дня вступления в силу положений законопроекта до 1 января 2023 года.

По окончании переходного периода с 1 января 2023 года в Архангельской области в полном объеме начнут работу пять муниципальных округов.

Всего в Архангельской области уже 10 муниципальных округов: два, Каргопольский и Вилегодский, действуют с 1 января 2021 года, еще три, Плесецкий, Верхнетоемский и Виноградовский, – с 1 января 2022 года.

Развитие институтов гражданского общества

Такие комплексные правки поддержаны в первом чтении.

Первый блок изменений обусловлен созданием и деятельностью в области автономной некоммерческой организации «Губернаторский центр «Вместе мы сильнее».

Со слов Игоря Андреечева, возможность создания единого регионального ресурсного центра по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена положением о грантах Президента России на развитие гражданского общества, утвержденным Указом Президента России от 30 января 2019 года №30. Положение предусматривает возможность софинансирования расходов на оказание на конкурсной основе поддержки некоммерческим неправительственным организациям в субъектах Федерации через такие единые центры.

Согласно законопроекту, правительство области вправе принять решение о создании автономной некоммерческой организации в целях финансовой, имущественной, информационной, консультационной и иной поддержки социально ориентированных НКО.

В случае наделения автономной некоммерческой организации полномочиями по оказанию на конкурсной основе финансовой поддержки (в форме грантов) социально ориентированным НКО данной организации из областного бюджета предоставляется субсидия для оказания такой поддержки.

Второй блок правок касается совершенствования правового статуса, процедуры формирования и деятельности Общественной палаты области, а также гарантий деятельности членов Общественной палаты области.

Третий блок изменений направлен на дальнейшее развитие механизмов общественного контроля.

Развитие механизмов трудоустройства молодежи

Во втором чтении поддержаны комплексные изменения, направленные на стимулирование работодателей в содействии занятости молодых граждан. Они подготовлены министерством труда, занятости и социального развития области совместно с правовым департаментом.

Реализация первого блока правок позволит за счет средств областного бюджета выплачивать компенсацию работодателям, трудоустраивающим на постоянные рабочие места молодых граждан, которые после завершения обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования участвовали в программе временного трудоустройства и работали по специальности, однако необходимого опыта работы не имеют. В настоящее время областным законом компенсация работодателям, трудоустраивающим такую молодежь, не предусмотрена.

Второй блок правок связан с совершенствованием процедуры расчета размера компенсации работодателям, трудоустраивающим молодых граждан.

Согласно законопроекту, работодателю компенсируются фактически понесенные им расходы на оплату труда молодого гражданина в течение срока действия трудового договора, заключенного между работодателем и молодым гражданином.

Размер компенсации не должен превышать величины МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, в котором заключен трудовой договор, увеличенной на районный коэффициент, применяемый в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сумму страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды. Выплата компенсации производится не более чем за три месяца.

В настоящее время размер компенсации работодателям, трудоустраивающим молодых граждан, равен сумме налога на доходы физических лиц, уплаченной работодателем в течение срока действия трудового договора, заключенного между работодателем и молодым гражданином.

Третьим блоком изменений предусмотрен двухсторонний договор о намерении трудоустройства молодежи, заключив который, работодатель имеет право на получение компенсации. Такой договор с работодателем заключает областное учреждение занятости населения.

В настоящее время третьей стороной указанного договора является региональное министерство труда, занятости и социального развития. Это оптимизирует процедуру получения работодателями компенсации в связи с трудоустройством молодежи.

Увеличен верхний предел возраста молодежи для выплаты процентной надбавки к зарплате в полном объеме

Согласно принятым в первом чтении изменениям, с 30 до 35 лет включительно увеличивается возраст молодежи, работающей в областных учреждениях и органах региональной власти, которая имеет право на выплату в полном объеме процентной надбавки к зарплате с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в случае проживания в этих районах и местностях не менее пяти лет.

Данные правки обусловлены Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Им определены возрастные границы молодежи – от 14 до 35 лет включительно.

Со слов Игоря Андреечева, законопроект рассмотрен и поддержан на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и позволяет привлекать молодых специалистов, которые родились и жили в области, но уехали за пределы региона для получения образования.

Новые меры поддержки в сфере отдыха и оздоровления детей

Принятым во втором чтении областным законом введены меры поддержки для детей, обучающихся с пятого по восьмой класс по общеобразовательным программам и проживающих на территориях Архангельской области, отнесенных к Арктической зоне России, предусматривающие бесплатный отдых в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на Черноморском побережье Краснодарского края, Республики Крым и города Севастополя, на побережьях Азовского, Каспийского и Японского морей, а также в Республике Адыгея, на курортах Кавказских Минеральных Вод.

Указанные правки обусловлены принятием постановления Правительства России от 24 декабря 2021 года № 2452, которым с 2022 года субъекты Федерации наделены полномочиями по поддержке в сфере отдыха и оздоровления детей, обучающихся с пятого по восьмой класс по общеобразовательным программам и проживающих на их территориях, отнесенных к Арктической зоне России.

К таким мерам поддержки указанных категорий детей отнесены:

  • предоставление путевок в организации отдыха детей;
  • бесплатный проезд до места нахождения организаций отдыха детей и обратно;
  • оплата стоимости услуг лиц, сопровождающих детей, к месту нахождения организаций отдыха детей в составе организованной группы детей и обратно.

Меры поддержки по предоставлению путевок и бесплатному проезду до места нахождения организации отдыха детей и обратно реализуются на условиях софинансирования за счет средств субсидии, предоставляемой областному бюджету из федерального бюджета. На 2022–2024 годы общий объем бюджетных ассигнований на эти меры поддержки предусмотрен в размере свыше 172 млн рублей ежегодно, из них свыше 155 млн рублей – размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета.

Меры поддержки по оплате стоимости услуг лиц, сопровождающих детей, до места нахождения организации отдыха детей в составе организованной группы детей и обратно осуществляется за счет средств областного бюджета.

Дополнительные расходы областного бюджета в 2022–2024 годах на эти цели ежегодно составят свыше двух миллионов рублей.

Указанные изменения вступают в силу со дня официального опубликования областного закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Изменения в сфере образования

Изменения в областной закон «Об образовании в Архангельской области», разработанные министерством образования области, приняты в первом чтении.

Ими предлагается ввести в областной закон правовую основу для предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, возникающих в связи с реализацией мероприятий по обеспечению условий для развития кадрового потенциала муниципальных образовательных организаций.

Министр образования области Олег Русинов пояснил, что данный механизм уже урегулирован постановлением правительства области.

Законоположение о выплате педагогическим и иным работникам образовательных организаций единовременного выходного пособия в размере трех окладов (должностных окладов), а также об определении ставок заработной платы при выходе работника на пенсию по возрасту впервые или состоянию здоровья приводится в соответствие с Трудовым кодексом России.

Вводится институт помощников уполномоченного при губернаторе по правам ребенка

Такой проект областного закона, подготовленный аппаратом уполномоченного при губернаторе по правам ребенка совместно с правовым департаментом, принят в первом чтении.

Законопроектом устанавливаются требования к помощникам данного уполномоченного, определяется их правовой статус.

Уполномоченный при губернаторе по правам ребенка Елена Молчанова сообщила, что за основу указанных правок взяты аналогичные положения областного закона в отношении помощников уполномоченного по правам человека в области.

Развитие законодательства в сфере административных правонарушений

Изменения в этой сфере, разработанные правовым департаментом, приняты во втором чтении.

Первым блоком изменений в силу федерального закона от 24 февраля 2021 года № 26-ФЗ актуализированы диспозиции административных составов, предусматривающих административную ответственность за неоплату пассажирами проезда, провоза багажа и ручной клади на автомобильном транспорте общего пользования.

Увеличены размеры административных штрафов за указанные правонарушения. Размеры этих штрафов не корректировались с 2007 года и составляют в настоящее время 100 рублей.

В рамках второго блока изменений уточнены требования к предельной численности ответственных секретарей административной комиссии, полномочия которой распространяются на два и более территориальных округа городского округа области, а также полномочия председателя административной комиссии.

В состав указанной комиссии входят один или несколько ответственных секретарей. Таких секретарей не может быть более восьми человек.

В соответствии с третьим блоком правок урегулирован механизм зачисления в местные бюджеты сумм административных штрафов по отдельным статьям областного закона «Об административных правонарушениях».

В силу принятого областного закона суммы штрафов за совершение несовершеннолетними отдельных административных правонарушений, предусмотренных областным законом (нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах, нарушение тишины и покоя граждан), зачисляются в полном объеме в местные бюджеты муниципалитетов, где муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних вынесли постановления о наложении таких административных штрафов.

Изменения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

По указанным вопросам приняты один проект областного закона и один областной закон.

Принятым в первом чтении законопроектом областное министерство труда, занятости и социального развития наделяется полномочиями по разработке и утверждению административных регламентов предоставления государственных услуг по назначению за счет средств областного бюджета:

  • выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера;
  • выплаты гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера;
  • выплаты единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера вред здоровью;
  • выплаты единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера.

Министр труда, занятости и социального развития области Сергей Свиридов пояснил, что в настоящее время указанные государственные услуги предоставляются региональным министерством труда, занятости и социального развития совместно с подведомственным государственным учреждением.

Согласно областному закону, принятому во втором чтении в целях реализации федерального закона от 30 декабря 2021 года № 459-ФЗ, областная комиссия и муниципальные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального или муниципального характера соответственно.

Исполнительные органы региональной власти организуют и проводят эвакуационные мероприятия также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера.

Органы местного самоуправления организуют и проводят эвакуационные мероприятия при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера, а также устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций любого уровня факты проживания граждан в зоне чрезвычайных ситуаций, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.

Введены положения, регулирующие вопросы гласности и информации в указанной сфере.

Фонд развития территорий

Подготовленные правовым департаментом и принятые во втором чтении изменения внесены в отдельные областные законы в части изменения наименований публично-правовой компании «Фонд по защите прав граждан – участников долевого строительства» и государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на публично-правовую компанию «Фонд развития территорий».

Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 436-ФЗ предусмотрено создание публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на базе публично-правовой компании «Фонд по защите прав граждан – участников долевого строительства» с дальнейшим присоединением к ней государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Развитие бюджетного законодательства

Проект областного закона, сформированного с учетом федерального закона от 29 ноября 2021 года № 384-ФЗ, а также с учетом судебной практики по вопросу предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в зависимости от места их регистрации, поддержан в первом чтении.

Документом скорректированы отдельные бюджетные полномочия правительства области, процедура обязательной проверки соблюдения некоммерческими организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета, а также исключено из отдельных областных законов условие об обязательной регистрации социально ориентированных некоммерческих организаций на территории области для получения субсидий из областного бюджета.

Изменения в сфере градостроительной деятельности

Правки разработаны правовым департаментом и приняты в первом чтении.

Они предусматривают:

  • реализацию в областном законе положений ряда федеральных законов. Это касается корректировки состава схемы территориального планирования муниципального района; процедур принятия решений о внесении изменений в разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, решений о признании объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности области, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, решений по отнесению объектов, строительство, реконструкция которых не завершены, к незавершенным объектам капитального строительства, а также процедуры формирования и ведения регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства;
  • порядок утверждения комплексной схемы инженерного обеспечения территории и наделение полномочиями министерства строительства и архитектуры области;
  • расширение перечня видов объектов трубопроводного транспорта, подлежащих отображению на схеме территориального планирования области.

Жилищные и земельные отношения

Продлен до 31 декабря 2023 года срок действия полномочий губернатора области по принятию решений о предоставлении в аренду без торгов земельных участков инвесторам, завершающим строительство проблемных многоквартирных домов.

В связи с этим одновременно продлевается срок приостановления действия положений областного закона о предоставлении земельных участков инвесторам, осуществляющим такую деятельность в целях реализации масштабных инвестиционных проектов.

«Правительственный час» и доклад

В рамках «правительственного часа» министр агропромышленного комплекса и торговли области Ирина Бажанова представила информацию об итогах прошедшего сельскохозяйственного года и задачах на весенне-летний период, а министр образования Олег Русинов – доклад о реализации государственной политики области в сфере образования за 2021 год.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Читайте также
Яндекс.Метрика