Двиноважье – На сентябрьской сессии областного Собрания принято 17 областных законов

На сентябрьской сессии областного Собрания принято 17 областных законов

Они подписаны временно исполняющим обязанности губернатора области Александром Цыбульским и официально опубликованы.

Всего в ходе сессии рассмотрено 38 законопроектов. 28 проектов областных законов инициированы губернатором области. Девять законопроектов инициированы депутатами областного Собрания. Один законопроект инициирован прокуратурой области.

17 областных законов приняты во втором чтении, из них 15 законопроектов внесены губернатором области, а два законопроекта – депутатами областного Собрания.

10 областных законов утверждены сразу в первом и во втором чтениях. Из них девять законопроектов внесены губернатором области, один законопроект – депутатом областного Собрания Игорем Чесноковым.

19 законопроектов будут рассмотрены во втором чтении на октябрьской сессии областного Собрания. Из них 13 проектов внесены губернатором области.

Бюджетные вопросы

Утверждены изменения в областной бюджет на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Ими скорректированы прогнозируемые доходы областного бюджета, а также изменен верхний предел государственного долга области.

Одобрены отчет об исполнении бюджета территориального фонда ОМС за первое полугодие 2020 г., представленный директором территориального фонда Натальей Ясько, а также отчет об исполнении областного бюджета за аналогичный период, представленный Еленой Усачевой.

Поддержаны в первом чтении подготовленные правовым департаментом администрации губернатора и правительства области изменения в областной закон о бюджетном процессе. Они касаются изменений в части условий предоставления и исполнения государственных гарантий Архангельской области.

В рамках «правительственного часа» Еленой Усачевой представлена информация о региональных и местных налоговых льготах и иных преференциях, установленных в соответствии с налоговой политикой области и их влиянии на улучшение делового климата и доходы областного и местных бюджетов.

Новации в межбюджетных отношениях

Утверждены изменения в сфере межбюджетных отношений. С 1 января 2021 г. местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов передается норматив в размере 15 процентов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Это позволит компенсировать выпадающие доходы местных бюджетов в связи с отменой единого налога на вмененный доход. По предварительным расчетам выпадающие доходы местных бюджетов оцениваются на 2021 год в общей сумме 554 млн рублей и на 2022 год  – 752 млн рублей.

Значительно расширен перечень случаев, при которых правительство области вправе внести корректировки в распределение объемов субсидий между местными бюджетами без последующих изменений в областной закон об областном бюджете. По мнению Елены Усачевой,реализация этих правок обеспечит более оперативное распределение субсидий из областного бюджета между местными бюджетами. Данные изменения в областной закон уже вступили в силу.

Новые формы поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности

На федеральном уровне приняты два ключевых федеральных закона в этой сфере – «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» и «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
В рамках реализации данных федеральных законодательных инициатив в первом чтении областным Собранием приняты изменения в областные законы, подготовленные правовым департаментом.
Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев, данные изменения определяют механизм реализации новой формы поддержки инвестиционной деятельности – соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Такой механизм предусматривает две ключевые меры поддержки инвестиционной деятельности:

1) стабилизационная оговорка, то есть неприменение в отношении инвестора решений органов власти, ухудшающих его положение или создающих дополнительные барьеры или расходы при реализации инвестиционного проекта;

Законопроект определяет полномочия органов власти в данной сфере. К примеру, правительство области утверждает порядок определения объема возмещения затрат, понесенных в связи с созданием (реконструкцией) инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта, устанавливает меры поддержки инвестора, реализующего инвестиционный проект в области, заключает с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики соглашения по передаче функций управляющей компании хозяйственному обществу, единственным учредителем которой является область, а также соглашения с управляющей организацией о передаче ей полномочий по предоставлению областных земельных участков.

2) возмещение затрат за счет средств федерального и (или) регионального бюджетов на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры.

Условия предоставления в 2021 году отдельных мер социальной поддержки

Установлена на 2021 год величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии. Она определена в размере 11403 рубля. В текущем году такая величина составляет 10 955 рублей. Со слов министра труда, занятости и социального развития области Елены Молчановой, в целом по России аналогичная величина на 2021 год составляет 9512 рублей. Расходы областного бюджета в 2020 г. на выплату указанной доплаты запланированы в сумме более 1 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета.

Уточнен механизм установления размера ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей на 2021 год и последующие годы. Эта выплата определяется в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной правительством области в целом по области за II квартал года, предшествующего году обращения за ее назначением. К примеру, величина прожиточного минимума во II квартале 2020 г. в целом по области для детей установлена в размере 13 744 рубля. Реализация этих изменений увеличит размер ежемесячной денежной выплаты с 12 861 рубля (в 2020 г.) до 13 744 рублей (в 2021 г.). До настоящего времени эта выплата устанавливалась ежегодно областным законом. Расходы областного бюджета на эту выплату в 2021 г. составят 770 млн рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета).

Жилищные условия многодетных семей

В первом чтении приняты два законопроекта, направленные на их улучшение. Один из них представлен Игорем Андреечевым.

Законопроектом расширяется перечень направлений, на которые может использоваться денежная выплата в размере 210 тысяч рублей взамен предоставления земельного участка. Среди них – приобретение долей в праве общей собственности на жилое помещение (уплата первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплата процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным, на приобретение доли (долей) в праве общей собственности на жилое помещение); реконструкция жилого помещения, пристройка жилого помещения к имеющемуся жилому дому, а также подключение индивидуального жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения.

Еще одно новшество – вводятся дополнительные требования к жилым помещениям, на приобретение которых предоставляется денежная выплата взамен земельного участка.

Сохранено право семьи на получение бесплатно земельного участка в случае утраты ею статуса многодетной в связи со смертью ребенка. Развивается процедура подачи многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка. Корректируется перечень документов, подлежащих включению в реестр многодетных семей.

Другим законопроектом, разработанным областным министерством имущественных отношений области совместно с правовым департаментом, предусмотрено право многодетных семей на получение в аренду ограниченных в обороте государственных (муниципальных) земельных участков без торгов (взамен предоставления земельных участков в собственность бесплатно).

Определен механизм предоставления этих земельных участков. Министр имущественных отношений области Ирина Ковалева пояснила, что на территории области имеется много таких неиспользуемых земельных участков. Они сформированы и могут использоваться для жилищного строительства.

Защита «обманутых дольщиков»

Такой законопроект принят в первом чтении.

Губернатор области утверждает или вносит изменения в план-график реализации мероприятий по восстановлению прав «обманутых дольщиков», сведения о которых не включены в единый федеральный реестр проблемных объектов.

Распоряжения губернатора области о предоставлении земельных участков без торгов застройщикам, завершающим строительство проблемных многоквартирных домов, согласовываются с Министерством строительства России.

Развивается механизм применения критериев масштабных инвестиционных проектов, реализуемых инвесторами в связи с предоставлением им в аренду земельных участков без торгов. Площади жилых помещений, передаваемых инвестором в собственность «обманутых дольщиков», должны быть соразмерны площадям жилых помещений, на которые эти граждане претендовали ранее. Срок передачи данных помещений не должен превышать трех лет со дня заключения инвестором договора аренды земельного участка.

Субвенции местным бюджетам на предоставление жилых помещений детям-сиротам

Областной закон, предусматривающий адресное предоставление таких субвенций, принят на сессии областного Собрания. Им внесены необходимые коррективы в методику расчета общего объема субвенций, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственных полномочий области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Эти изменения вступят в силу 1 января 2021 г.

Исполняющий обязанности министра образования и науки области Юрий Гнедышев отметил, что используемая в настоящее время методика не позволяет в полной мере обеспечить учет реальной потребности муниципалитетов в средствах субвенции на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.

Уточнения процедуры приватизации областного имущества

Данные правки поддержаны в первом чтении. Проект областного закона об утверждении прогнозного плана приватизации имущества области разрабатывается в соответствии с порядком, установленным Правительством России. Информация о результатах приватизации областного и муниципального имущества представляется правительством области в уполномоченный федеральный исполнительный орган. Скорректирован перечень информации о приватизации имущества области, размещаемой на официальных сайтах в сети Интернет.

Опека, попечительство и образование

В первом чтении приняты комплексные изменения в этих сферах. Органы опеки и попечительства ведут учет опекунов и попечителей в Единой информационной системе социального обеспечения. Таким образом упорядочивается система ведения опекунов и попечителей в области.

Скорректировано содержание запросов органов опеки и попечительства о правах детей-сирот и их родителей на жилые помещения в органы Пенсионного фонда России и нотариальные органы. Игорь Андреечев объяснил, что эти изменения обусловлены наличием трудностей с получением такой информации органами опеки и попечительства.

Областные и муниципальные образовательные организации проводят социально-психологическое тестирование обучающихся. Это связано с необходимостью раннего выявления незаконного потребления ими наркотических средств.

Правительство области устанавливает срок возмещения в доход областного бюджета расходов на обучение гражданина, принятого на целевое обучение, при нарушении образовательной организацией – заказчиком целевого обучения обязательств по трудоустройству данного гражданина, порядок и основания освобождения от такого возмещения и порядок определения размера данного возмещения.

Охрана здоровья граждан

Приняты в первом чтении правки в данной сфере.

Определена процедура возмещения областью иному субъекту России затрат по оказанию медицинской помощи гражданину, зарегистрированному на территории области. Установлены условия такого возмещения. Определено содержание соглашения, на основании которого осуществляется это возмещение.

Областное министерство здравоохранения ведет региональный сегмент федерального регистра граждан, обеспечиваемых лекарственными препаратами. Это обеспечит точность прогнозирования потребности в таких препаратах.

Перечень лекарственных препаратов в соответствии с территориальной программой гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством России.

Министерство также организует медицинскую помощь для осужденных, прошедших лечение сексуального расстройства, а также страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Льготные тарифы в сфере водоснабжения

Сразу в двух чтениях принят областной закон, относящийся 1 января 2021 г. к потребителям, приравненным к населению, юридических лиц, приобретающих по льготным тарифам коммунальные ресурсы в сфере водоснабжения и услуги по водоотведению для жилых помещений в многоквартирных домах, принадлежащим им на праве собственности, а также жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Он подготовлен министерством ТЭК и ЖКХ совместно с правовым департаментом администрации губернатора и правительства области.

Министр ТЭК и ЖКХ области Дмитрий Поташев отметил, что реализация указанных изменений повлечет в 2021 г. дополнительные расходы областного бюджета в размере 22 млн рублей.

Правовой статус уполномоченного по правам человека в области

Такие изменения подготовлены правовым департаментом, они приняты в первом чтении. Развивается процедура избрания  уполномоченного. Конкретизируются требования, ограничения и запреты, связанные с замещением такой должности. Совершенствуются механизмы рассмотрения уполномоченным обращений, защиты прав и свобод граждан. Определены формы взаимодействия уполномоченного с органами публичной власти. К примеру, это обмен информацией, организация и проведение совместных мероприятий. Урегулированы вопросы обеспечения деятельности уполномоченного. В частности, установлены статус консультативного (экспертного) совета при уполномоченном и статус его помощников.

Мировые судьи

В первом чтении принят законопроект, предусматривающий равномерную нагрузку мировых судей судебных участков № 3, 4, 5 и 6 Северодвинского судебного района. Он также уточняет территориальную подсудность судебных дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями судебных участков № 7, 8, 9 и 10 Северодвинского судебного района.

Руководитель агентства по организационному обеспечению деятельности мировых судей области Александр Проселков отметил, что принятие законопроекта не повлечет изменения количества судебных участков мировых судей и обеспечит доступ граждан к правосудию.

Муниципальные округа

Три областных закона в сфере создания и поддержки муниципальных округов, подготовленные правовым департаментом, приняты сразу в двух чтениях.

В соответствии с первым из них, представленным главой Вилегодского муниципального округа Алексеем Аксеновым, в текущем году сельские поселения Вилегодского муниципального района будут преобразованы путем их объединения и вновь образованный муниципалитет будет наделен статусом Вилегодского муниципального округа. На подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа Вилегодского муниципального округа первого созыва в 2020 году расходы областного бюджета составят 1,4 млн рублей.

Вторым областным законом описаны границы территории Вилегодского муниципального округа. Игорь Андреечев пояснил, что за основу взяты план границ Вилегодского муниципального района и описание таких границ, утвержденные областным законом.

Еще один областной закон касается изменений в 76 областных законов в связи с созданием на территории области муниципальных округов.

Развитие местного самоуправления

Сразу в первом и втором чтениях принят областной закон, направленный на совершенствование критериев отнесения населенных пунктов к категории сельских населенных пунктов. В отдельных случаях к сельским населенным пунктам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения более трех тысяч человек исходя из доли трудоспособного населения, занятого в промышленности, торговле, науке, в сфере финансов и других отраслях, состояния социально-бытовой и коммунальной инфраструктуры, перспективы дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.

По мнению Игоря Андреечева, принятие данных изменений создало правовую основу для отнесения отдельных городских населенных пунктов с численностью населения свыше трех тысяч человек, фактически утративших статус таких населенных пунктов, к категории сельских населенных пунктов. К примеру, к таким населенным пунктам относится рабочий поселок Березник Виноградовского района.

В первом чтении поддержаны изменения, обусловленные изменениями федерального законодательства в данной сфере, а также практикой правоприменения областного закона.

Совершенствуется процедура назначения и проведения опроса граждан. Развивается механизм разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными районами и поселениями. Уточняется процедура осуществления контрольно-счетным органом муниципалитета проверок в ходе финансового контроля.

Охрана окружающей среды

Во втором чтении в данной сфере принято три областных закона.

Первый из них касается урегулирования вопросов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Увеличены сроки принятия министерством заявок граждан на выдачу разрешений на добычу нелимитируемых охотничьих ресурсов с 14 до 45 дней со дня открытия сезона охоты.

За двух добытых волков охотники получают на выбор разрешения на добычу одного взрослого лося или лося в возрасте до одного года. Ранее они получали разрешения на добычу лося или бурого медведя. Это связано с тем, что охота на медведя менее популярна, чем охота на лося.

Определены полномочия губернатора области и министерства в части утверждения схемы размещения, использования и охраны охотничьих ресурсов и разработки такой схемы.

Второй областной закон касается особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Правительство области наделено полномочиями по принятию решений об изменении границ, преобразовании или ликвидации региональных ООПТ. При ликвидации этих территорий согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется. Конкретизируется процедура создания таких природных территорий.

Третьим областным законом  определены формы участия муниципалитетов в предоставлении недр местного значения в пользование. Этот законопроект касается сферы недропользования и регулирует две формы участия муниципалитетов в процедуре предоставления министерством участков недр местного значения в пользование. Это согласование министерством с органами местного самоуправления предоставления участков недр в пользование и участие представителей муниципалитетов в работе комиссий министерства по рассмотрению заявок на получение права пользования участками недр.

В первом чтении приняты изменения в отдельные областные законы в сфере охраны окружающей среды.

Определена процедура лишения организации статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области принимает решение о лишении юридического лица статуса регионального оператора.

Корректируется полномочие правительства области по установлению порядка осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов.

Правительство области не утверждает границы запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов. Это отнесено к ведению межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Информация о деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды размещается на официальном сайте министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области в сети Интернет.

Ограничения в сфере розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина

Изменениями, принятыми в первом чтении, предлагается признать утратившим силу областной закон, которым установлены ограничения в сфере розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина, жидкостей для таких систем, использования электронных систем доставки никотина, запрет на розничную продажу бестабачных никотиновых смесей, а также исключить административную ответственность в данной сфере.

Игорь Андреечев отметил, что с июля 2020 г. указанные вопросы урегулированы на федеральном уровне, хотя Архангельская область была одним из первых регионов, где были введены такие запреты.

Деятельность Общественной палаты области

Во втором чтении принят областной закон, которым уточнены вопросы формирования и организации деятельности Общественной палаты.

В областной закон включены новые функции Общественной палаты области – она направляет своих наблюдателей в избирательные комиссии при проведении выборов Президента России, депутатов Государственной Думы, Губернатора области, депутатов областного Собрания, в органы местного самоуправления.

Совершенствуется порядок организации деятельности Общественной палаты области.

Развивается процедура формирования региональной Общественной палаты. Состав сведений, включаемых в информацию о начале процедуры формирования нового состава данной палаты. Установлен период размещения аппаратом Общественной палаты на официальном сайте в сети Интернет информации о дате, времени и месте проведения первого заседания палаты нового состава (не позднее чем за три дня до дня проведения такого заседания).

Урегулирована процедура рассмотрения заключений, предложений и обращений Общественной палаты области органами региональной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Развивается законодательство в сфере общественного контроля. Его положения не распространяются на общественных инспекторов в области обращения с животными.

Законодательство в сфере противодействия коррупции

Указанные изменения приняты во втором чтении. Развивается процедура оповещения органа региональной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений о фактах соблюдения (несоблюдения) лицами, замещающими муниципальные должности, требований антикоррупционного законодательства.

Этот орган получает такую информации от органов местного самоуправления в течение трех дней после ее поступления в данные органы от органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, других органов и организаций.

Вводится процедура уведомления губернатора области лицами, замещающими государственные должности в исполнительных органах власти и муниципальные должности, а также муниципальными служащими своего работодателя об изменениях в некоммерческих организациях, в управлении которых данные лица участвуют.

Депутаты областного Собрания, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, члены региональной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не работающие в комиссии на постоянной основе, вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью.

Контроль за эффективностью и качеством осуществления органами региональной власти переданных Российской Федерацией полномочий

Во втором чтении приняты изменения в отдельные областные законы, подготовленные правовым департаментом. Они касаются вопросов реализации на региональном уровне переданных федеральных полномочий.

Министерство образования и науки области согласовывает назначения должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Порядок данного согласования утверждает правительство области. Это позволит обеспечить прозрачность и объективность процедуры указанных назначений.

Исключается необходимость согласования с федеральными органами исполнительной власти структур региональных министерства строительства и архитектуры, министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса. Экземпляры правовых актов по вопросам переданных федеральных полномочий в сфере градостроительной деятельности не направляются в Министерство строительства и ЖКХ России.

Кандидат на должность областного министра образования и науки согласовывается с Министерством просвещения России. Данное ведомство, в свою очередь, согласовывает такого кандидата с Рособрнадзором.

Правовой департамент администрации губернатора и правительства Архангельской области.

Читайте также
Яндекс.Метрика