Двиноважье – Роспотребнадзор дает рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону

Роспотребнадзор дает рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону

Как выбрать ранец, школьную форму, рекомендации по режиму дня, что нужно знать родителям первоклассника; требования к организации рабочего места ученика в классе и дома.

Школьный ранец

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.

Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.

Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

Требования, предъявляемые к размерам ранцев для обучающихся начальных классов, следующие:

— длина (высота) – 300 – 360 мм,

— высота передней стенки – 220 – 260 мм,

— ширина – 60 – 100 мм,

— длина плечевого ремня – не менее 600 – 700 мм,

— ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 — 450 мм) – не менее 35 – 40 мм.

Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

-для учащихся 1 — 2-х классов — не более 1,5 кг;

— 3 — 4-х классов — не более 2 кг;

— 5 — 6-х классов — не более 2,5 кг;

— 7 — 8-х классов — не более 3,5 кг;

— 9 — 11-х классов — не более 4,0 кг.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, простым в чистке и уходе, чтобы при необходимости его можно было легко помыть.

Школьная форма

Требования к одежде детей и подростков определяются техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011). В нем определены показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков, которые регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

Основное требование к школьной форме – ее рациональность. Она должна, в первую очередь, обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Эстетические требования к школьной форме хотя и являются высокими, остаются на втором месте. Выбирая школьную форму детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена. Ткани, из которых шьется школьная форма, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки и глажения.

Режим дня

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Режим дня школьников в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

— режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

— время пребывания на воздухе в течение дня;

— продолжительность и кратность сна;

— продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

— свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.

У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

— в 7-10 лет — 11-10 ч.;

— в 11-14 лет — 10-9 ч.;

— в 15-17 лет — 9-8 ч.

Рабочее место в классе

Обучение в школе – это не только увлекательный мир знаний, но и, при неправильно организованном учебном процессе, риск здоровью несформировавшегося организма. Для предотвращения нарушения осанки и зрения, мышечного перенапряжения и утомления школьника, сохранения его высокой работоспособности и здоровья, профилактики школьных форм патологии большое внимание необходимо уделять подбору и расположению школьного оборудования в классе и подбору мебели дома.

Требования к школьной мебели определены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

В учебной мебели должны выдерживаться правильное соотношение основных элементов:

— расстояние по вертикали от края стола до сидения стула должно равняться высоте до локтя свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см. Завышение или занижение этого расстояния может привести к ассиметрии тела, искривлению позвоночника, изменению расстояния от глаз до книги;

— расстояние по горизонтали от края стола до спинки сиденья стула должно превышать переднезадний диаметр грудной клетки не более, чем на 5 см.  При завышении этого расстояния спинка стула не используется в качестве опоры, при занижении – «зажатая» рабочая поза;

— расстояние по горизонтали между краем крышки стола и краем стула должно быть отрицательным, т.е. сиденье должно заходить за край стола на 4-8 см;

— ноги ребенка должны упираться в пол или в подставку, образуя прямой угол в тазобедренном и коленном суставах.

Рабочее место дома

Немаловажное, а порой даже большее значение имеет организация рабочего места школьника дома. В домашних условиях это место является не только местом подготовки к занятиям в школе, но и местом для отдыха и свободного времяпрепровождения.

Во-первых, необходимо определить расположение рабочего места (школьного уголка). Идеальный вариант – отдельная комната.

Во-вторых, учитывать наличие естественного освещения. Оптимальный вариант нахождения источника естественного освещения сбоку от пишущей руки школьника. Что касается его искусственного освещения в темное время суток, то здесь необходимо использовать настольный светильник с ярким, но мягким светом. Устанавливается он сбоку от пишущей руки школьника (если правша – слева, если левша – справа). Светильник должен регулироваться по высоте и направленности света.

В-третьих, не стоит оформлять рабочее место в разнотонных и контрастных тонах. Это будет способствовать рассеиванию внимания ребёнка. Для отделки учебной мебели оптимальными являются цвета светло-зеленый или натурального дерева.

В-четвёртых, мебель для школьника нужно приобретать из натурального материала. Практически идеально подходит дерево. Лучше выбирать берёзу, бук или сосну. Отделка мебели должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции.

В-пятых, рабочее место школьника должно иметь письменный стол, с одной или несколькими книжными полками и стул. Наибольшим удобством отличаются многомодульные столы. На них все необходимые предметы можно разместить с максимальной функциональностью. Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза. При выборе кресла на колесиках оно должно иметь подлокотники и регулируемую спинку с анатомическим изгибом. Но такое кресло не подойдет для детей младших школьных возрастов.

Если на рабочем столе школьника установлен компьютер, то монитор должен находиться прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 — 700 мм. Для клавиатуры должна быть выдвижная полка.

Источник http://29.rospotrebnadzor.ru/

Читайте также
Яндекс.Метрика