Двиноважье – Трудовому воспитанию уделяют особое внимание в детских садах Виноградовского района

Трудовому воспитанию уделяют особое внимание в детских садах Виноградовского района

«Терпение и труд все перетрут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — все мы с детства знаем эти пословицы. Их смысл в том, что все должны трудиться, ходить на работу, выполнять домашние обязанности… Но надо ли это объяснять нашим детям? Надо ли уже в раннем и дошкольном возрасте учить их трудиться, знакомить с профессиями взрослых, учить уважать чужой труд? Конечно да! Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться!

Трудолюбие и способность к труду не даются ребенку от природы, а воспитываются с самого раннего детства. Труд развивает человека физически, делает его богатым духовно. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучие.

С какого же возраста нужно приучать к труду? И как это делать правильно?

Многие считают, что приучать ребенка к труду и работе по дому имеет смысл лет с пяти, когда он сможет уже осмысленно справляться с элементарными обязанностями — обслуживать себя и выдерживать дополнительную физическую нагрузку. Это большое заблуждение. Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному развитию ребенка. Точной даты и возраста, когда надо начинать приучать ребенка к труду по дому, не существует. С одной стороны, можно сказать, что сделать это никогда не поздно, с другой — как только ребенок научился ходить и говорить, ему уже можно давать легкие задания по дому, которые, конечно же, должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. В раннем возрасте все успехи начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребенок с удовольствием повторяет за родителями их действия, когда те трудятся, делая это неумело, все роняя и проливая. Со стороны родителей важно правильно реагировать на эти действия и не отбить у ребенка охоту «трудиться по дому». Как же чаще всего поступаем мы, взрослые?

Мы, взрослые, чаще всего считаем, что лучше все сделать самим: быстрее, чище, аккуратней – вот наши аргументы. А потом удивляемся, почему ребенок так многого не умеет или даже не хочет…

В детском саду, начиная с младшей группы, педагоги стараются прививать детям элементарные навыки труда по четырем направлениям:

  • самообслуживание (труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя – одевание, раздевание, прием пищи, санитарно–гигиенические процедуры);
  • хозяйственно–бытовой труд (помощь взрослым в сервировке стола, в подготовке к занятиям, содержании в чистоте группы, мытье игрушек, подметание дорожек на улице);
  • труд в природе (уход за комнатными растениями, выращивание растений, кормление птиц на прогулке);
  • ручной и художественный труд (поделки из природного, бросового материала, бумаги, картона).

Как видите, все виды трудовой деятельности в детском саду тесно переплетаются с трудом, который дети ежедневно видят и могут осуществлять дома. Роль семьи в трудовом воспитании ребенка неоценима!

Что же делать, чтобы ребенок захотел выполнить какое-либо поручение? Главное — правильно замотивировать его, то есть заинтересовать, объяснить, зачем нужно сделать это дело, что мы хотим получить и кому от этого будет хорошо. Очень важно взрослым и детям выполнять сообща многочисленные домашние обязанности. Сила семейного воздействия на ребенка неоценима и объясняется рядом факторов: эмоциональный, интимный характер отношений, основанный на родственных чувствах и взаимной любви. Особенно благодатна атмосфера для трудового воспитания в тех семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений.

Однако семья может оказать и пагубное влияние на ребенка. Там, где изо дня в день повторяются ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи, и дети не желают трудиться. Ведь они, как губка, все впитывают в себя. Можно много раз сказать им, как правильно надо поступить. Но если вы сами не уважаете труд других, не содержите в чистоте свой дом и окружающую вас природу, не помогаете друг другу, то ребенок будет поступать точно так же. Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их заботы лишь о своем, личном.

Таким образом мы видим, что детям очень важно быть причастными к жизни семьи, труду, отдыху, повседневному общению. Вовлечение ребенка в домашние заботы способствует воспитанию его как члена семейного коллектива.

Закрепите за ребенком домашние обязанности, которые будут ему посильны: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум или что-то другое. Так у ребенка появится своя зона ответственности, в которую родители не вмешиваются, а только изредка контролируют.

Вот примеры домашних обязанностей для детей разного дошкольного возраста:

3 ГОДА

— Собирать игрушки.
— Складывать книги и журналы на нижнюю полку.
— Чистить зубы, умываться и причесываться.
— Самому раздеваться. С небольшой помощью – одеваться, аккуратно вешать и складывать одежду.

4 ГОДА

— Помогать расстилать и убирать постель.
— Протирать пыль.
— Расставлять тарелки.
— Помогать мыть посуду.
— Под присмотром кормить домашних животных.
— Украшать блюда и десерты.

5 ЛЕТ

— Намазывать хлеб маслом.
— Убирать за питомцами.
— Завязывать шнурки.
— Прибирать свою постель.
— Складывать и убирать одежду.

6 ЛЕТ

— Пылесосить ковер.
— Поливать цветы и растения.
— Чистить овощи.
— Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
— Ухаживать за домашними животными.
— Накрывать на стол.
— Мыть посуду.

7 ЛЕТ

— Быть вежливым и учтивым с другими людьми.
— Содержать комнату в порядке.
— Ходить за мелкими покупками.
— Помогать готовить.

Не всегда у детей все получается с первого раза. Умения и навыки приобретаются только со временем. И важно, чтобы они «упали на благодатную почву». Не стоит забывать — все, что заложено в детстве, остается на всю жизнь.

Желаем вам удачи в воспитании ваших детей!

Светлана Николаевна Репницына, воспитатель детского сада № 2 «Катюша».

Читайте также
Яндекс.Метрика