Речь идет о Федеральном законе от 11 июня 2021 года №159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», который вступил в силу с 1 марта текущего года и направлен на развитие в стране рынка указанных товаров и повышение их доступности для потребителей.
Закон устанавливает соответствующие понятия, а также определяет основные требования к производству улучшенной сельскохозяйственной продукции, продовольствия, промышленной и иной продукции.
Среди таких требований – применение при производстве агропромышленных и иных технологий, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным нормам и оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду; использование повторно перерабатываемых и биоразлагаемых упаковки и упаковочных материалов; запрет на применение клонирования и методов генной инженерии, ионизирующего излучения.
Минсельхоз России является правообладателем товарного знака «Зеленый эталон», который будет использоваться как отличительный признак такой продукции при маркировке. Производители имеют право разместить знак «Зеленый эталон» на своих товарах после получения соответствующего сертификата. Аккредитованным органом по сертификации определено Роскачество.
В рамках созданного на базе Роскачества технического комитета по «зеленой» стандартизации уже разработано шесть национальных стандартов. Закреплены такие понятия, как «сельскохозяйственная продукция с улучшенными характеристиками», «продовольствие с улучшенными характеристиками», «промышленная и иная продукция с улучшенными характеристиками». Также в стандартах содержатся требования к производству, хранению, транспортировке и реализации такой продукции.
— Организация выпуска полезных для здоровья продуктов, использование при их производстве экологичных технологий является одним из приоритетных направлений деятельности агропромышленного комплекса, – отметила министр АПК и торговли Архангельской области Ирина Бажанова. – Производители в названиях продукта нередко используют различные слова, которые должны привлечь потребителя: например, «фермерский» или «зеленый» продукт. Но фактически это не налагает на компанию каких-либо обязательств в плане использования определенных технологий. Это просто коммерческий ход. Установка на законодательном уровне четких определений призвано решить эту проблему, а также повысить ответственность сельхозтоваропроизводителей.