Главам муниципалитетов области и депутатам представительных органов еще раз напомнили о необходимости более внимательно относиться к урегулированию конфликта интересов и возникновению личной заинтересованности при исполнении своих должностных обязанностей.
Об этом шла речь на очередном заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Архангельской области, которое провел первый заместитель губернатора – руководитель администрации губернатора и правительства Архангельской области Ваге Петросян. К участию в заседании комиссии были приглашены главы муниципальных районов, городских округов области, а также председатели представительных органов муниципальных образований.
Предметом обсуждения на заседании комиссии стали вопросы эффективного анализа и проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых публичными должностными лицами. Представление таких сведений является сдерживающим фактором недобросовестного поведения должностного лица, отметили члены комиссии.
Как подчеркнул исполняющий обязанности начальника управления по вопросам противодействия коррупции администрации Николай Кукин, при анализе справок о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих, который регулярно проводят кадровые органы по профилактике коррупционных правонарушений, выявляются отдельные нарушения. Однако проверки назначаются и проводятся лишь в исключительных случаях, когда нарушения существенные или их много. Между тем цель введенного внутреннего анализа сведений о доходах – обеспечение представления служащими достоверных сведений о доходах, а при выявлении отклонений – полная проверка таких сведений на достоверность. Только в ходе проверки путем направления запросов в Росреестр, кредитные организации, иные органы власти и организации можно установить полноту и достоверность сведений о доходах. Поэтому относиться к этой информации, особенно на муниципальном уровне, следует более внимательно, отметили члены комиссии.
В ходе обсуждения данного вопроса прокурор Архангельской области Виктор Наседкин акцентировал внимание на необходимости усиления взаимодействия управления по вопросам противодействия коррупции администрации, иных органов по профилактике коррупционных правонарушений с органами прокуратуры при проведении анализа и проверки полноты и достоверности сведений о доходах. По поручению Ваге Петросяна такие дополнительные механизмы будут отработаны в ближайшее время.
В правовом департаменте правительства Архангельской области отметили, что одной из серьезных проблем в сфере противодействия коррупции является также частое возникновение, особенно на местах, ситуаций личной заинтересованности и вследствие этого – конфликта интересов при исполнении полномочий публичного должностного лица. По мнению заместителя руководителя администрации – директора правового департамента администрации губернатора и правительства Архангельской области Игоря Андреечева, в муниципалитетах возникновение таких ситуаций практически неизбежно: при небольшом количестве жителей люди так или иначе связаны между собой отношениями родства или свойства.
— Лицо, наделенное властными полномочиями, не может не иметь родственников, свойственников. Любой человек также состоял или состоит в иных различных отношениях (бывшие служебные, имущественные, партнерские, дружеские и так далее) с иными людьми, – отметил Игорь Андреечев. – В настоящее время невозможны без тщательного анализа и разбора ситуации, например, случаи работы родственников, свойственников главы муниципалитета, иных лиц, с кем он состоял или состоит в различных отношениях, в подведомственных органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и предприятиях. Не вправе главы муниципалитетов совершать юридически значимые действия, то есть реализовывать полномочия в отношении себя, своих родственников, свойственников, иных лиц, с кем глава муниципалитета состоял или состоит в различных отношениях, либо в отношении организаций, учредителями которых являются такие лица или где они работают. А полномочиями могут быть самыми различными – предоставление земельного участка, средств местного бюджета (в форме субсидии, гранта или иной выплаты), заключение муниципального контракта, предоставление жилых помещений, осуществление функций муниципального контроля (например, рейда или проверки при земельном контроле или контроле за соблюдением правил благоустройства), при предоставлении муниципальных услуг (например, при предоставлении места в дошкольной образовательной организации либо даже при представлении согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки с недвижимостью), составлении протокола об административном правонарушении.
Институт урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, последовательно реализуется в федеральном законодательстве с 2011 года. С ноября 2015 года обязанность уведомлять о возникновении личной заинтересованности, принимать меры по урегулированию конфликта интересов возложена на всех лиц, замещающих муниципальные должности, – независимо от того, осуществляют они полномочия на постоянной основе или нет.
В Архангельской области создан единый механизм урегулирования конфликта в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, с июля 2017 года. Такая законотворческая практика Архангельской области положительно оценена Администрацией Президента России, Минтрудом РФ, заимствуется иными регионами страны.
Подводя итоги совещания, Ваге Петросян отметил, что главы муниципальных образований региона должны более тщательно относиться к своим обязанностям по противодействию коррупции. В связи с этим комиссией выработан комплекс дополнительных решений, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.