12 ноября в порт Архангельска из рейса по обслуживанию труднодоступных станций Росгидромета в Арктике вернулось научно-экспедиционное судно Северного УГМС «Михаил Сомов».
Экспедиция продолжалась более двух месяцев, в течение которых «Михаил Сомов» прошел через шесть арктических морей по трассе Северного морского пути от Архангельска до острова Врангеля в Чукотском море и обратно.
«Экспедиция прошла успешно. На востоке работу осложняла ледовая обстановка, из-за скопления льдов судну пришлось двигаться медленнее. Погодные условия иногда задерживали вылет вертолета, с помощью которого осуществляется доставка снабжения с борта судна на станции», — отметил начальник ФГБУ «Северное УГМС» Роман Ершов.
На труднодоступные станции доставлено продовольствие, топливо, оборудование, горюче-смазочные материалы, медикаменты, запчасти и другие необходимые для долгой зимовки грузы.
На полярных станциях специалисты ФГБУ «Северное УГМС» провели ремонт и обслуживание метеорологического оборудования, средств связи и энергетики, программного обеспечения. Кроме материально-технического оснащения во время рейса на труднодоступные станции доставлена смена полярников.
Уже не первый год «Михаил Сомов» ведет работу по вывозу из Арктики накопившегося там за десятки лет металлолома. В рамках третьего рейса была начата реализация совместного проекта ФГБУ «Северное УГМС» и движения «Чистая Арктика» по уборке территории на мысе Челюскин. В этом году основной задачей волонтеров был ремонт объединенной гидрометеорологической станции (ОГМС) им. Е.К. Федорова для размещения экодесанта. Уже следующим летом здесь смогут расположиться до 15 добровольцев. Часть накопившегося на мысе Челюскин железного лома уже удалось собрать и вывезти. Около 50 железных бочек доставлено на «Михаиле Сомове» в Архангельск и передано на утилизацию.
В ходе рейса на борту судна работала съемочная группа, которая занимается созданием документального фильма к 50-летнему юбилею НЭС «Михаил Сомов», выход которого запланирован на 2025 год.
Этот рейс для НЭС «Михаил Сомов» в навигацию 2024 года стал завершающим. С мая по ноябрь судно доставило на труднодоступные арктические территории около 8 тысяч тонн различных грузов. Впереди — отдых и подготовка к следующей навигации.
Николай Алексеев