Двиноважье – 25 апреля – Вход Господень в Иерусалим

25 апреля – Вход Господень в Иерусалим

В субботу, 24 апреля, все православные празднуют Лазареву субботу, когда Церковь вспоминает воскрешение Господом Иисусом Христом своего друга Лазаря, который на тот момент уже четыре дня был мертвым.
В воскресенье шестой седмицы отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье.

Суть этого праздника заключается в воспоминании торжественного въезда Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Своих страданий.
Для чего мы ныне берем в руки ветви, или лучше сказать принимаем их из рук Церкви? Очевидно, в память того, что с подобными ветвями в настоящий день был встречаем Господь при его торжественном входе в Иерусалим. Но символы и обряды Церкви таковы, что они, приводя собою на память прошедшее, всегда содержат в себе поучение и урок для настоящего. Чему же поучают нас ветви нынешние?
Они, можно сказать, чувственно изображают для нас высокие истины христианства. Без солнца ветвь гола и как бы мертва, хотя в ней все есть, что явится летом. Есть, но не может обнаружиться во вне, ибо для этого потребна сила тепла. Так и с душою нашей. В ней есть способность ко всему доброму и святому. Но само по себе, в естественном состоянии человека, все это мертво и безжизненно. Потребен свет Христов. При их только действии, под их только осенением человек-грешник оживает от грехов и страстей для новой жизни в Боге.
Но и свет Христов и благодать Духа, хотя действуют на всех людей, но не во всех производят оживление духовное. Почему? Нынешнее явление сие изъясняют нам собою те же ветви. Солнце весеннее подействует на все деревья земные, но не все оденется зеленью на деревьях, некоторые ветви останутся голы и мертвы. Почему? Потому что в них потеряна способность к принятию жизни от света и теплоты весенней. Таковы именно нераскаянные грешники. В них нет веры, нет покаяния, нет желания спасения, посему для них не действительны ни свет Христов, ни теплота Духа Святого. Но ветвь иссохшая уже не может возвратить себе жизни, этого не в состоянии сделать самый искусный садовник, а грешник, как бы ни был ожесточен во грехе, доколе живет на земле, может ожить. Ибо ветвь не имеет свободы, а человек имеет ее.
Посему ветвь и нельзя винить за то, что она и среди весны останется голою и сухою. А человека всегда можно винить, ибо в его власти всегда перестать быть сухой ветвью и начать зеленеть и цвести.
Вторая истина, изображенная нынешними ветвями, есть наше отношение к Спасителю нашему. Помните, с чем сравнивает Он это отношение? Ветви с деревом. Нас, последователей Его, именует ветвями, а Себя корнем и стволом, именует и присовокупляет, что как ветвь не может быть плодоносною и даже иметь жизни, если не будет на стволе: так и мы, если не пребудем в Нем.
Учение – важное, от приведения которого в действие зависит наша жизнь духовная. И его, повторю, приводят нам на память наши ветви. Посмотрите на любую из них: как скоро она отделена от своего стебля, – уже начала терять жизнь, – и скоро потеряет ее совершенно, ибо жизнь ветви не на стебле – смерть. Поставив в воду, вы можете продлить жизнь в ветви на некоторое время, но не замените стебля; вода может даже содействовать к тому, чтобы ветвь дала небольшие листья.

(Свт. Иннокентий Херсонский.
«Слова и беседы на праздники
Господни», Слово в неделю Ваий).

Читайте также
Яндекс.Метрика