Двиноважье – Юбилей Архангельской области

Юбилей Архангельской области

Напоминаем, что в этом году наша Архангельская область — юбиляр, ей исполняется 85 лет. История области не может быть отделена от истории районов, входящих в ее состав. Давайте еще раз вспомним, а кто-то, может, и узнает вновь о некоторых уникальных страницах истории нашего района, а значит, и нашей области! Нам есть чем гордиться!

Мамонты на Двине

Наиболее часто по берегам рек и северных морей находят кости мамонтов. Отчего вымерли эти гигантские предки современных слонов 12 тысяч лет назад, до сих пор остается загадкой.- Скорее всего, их просто истребил человек, продвигавшийся все дальше на север, — считает археолог Алексей Едовин. — В 2000 году у деревни Карговино в Виноградовском районе я сам нашел толстую, как бревно, плечевую кость мамонта длиной почти метр и весом около десяти килограммов. Видимо, ростом этот северный слон был не меньше четырех метров, а клыками-бивнями мог завалить любого неприятеля, кроме, пожалуй, человека. Ценную находку я подарил в местный краеведческий музей.
К слову, Алексей Едовин не раз находил и бивни мамонта, и кости, когда искал у нас по берегу Северной Двины стоянки древних людей, курганы.
Кроме этого, археологами обнаружена была возле Березника огромная бедренная кость, в деревне Рязаново — бивень весом около ста кило, в деревне Монастырек — целый зуб.

«Совьи горы» и «Лапажинка»: там дышится легко

Уникальный, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях памятник природы в Виноградовском районе — лесные культуры кедра «Совьи горы» — создан в середине прошлого века.
Под руководством работника лесного хозяйства Павла Семеновича Мелехова в 1962 году был сделан посев семян, а в 1964 году произведена посадка сеянцев кедра сибирского в районе Совьих гор. Таким образом Павел Семенович утвердил свою мечту и доказал, что на Севере кедр может расти.
Данное насаждение площадью 17 гектаров является достижением лесохозяйственной науки и практики, особо ценным по породному составу.
Могучие кедры – гордость района. А дышится в этих заповедных местах невероятно легко и свободно.
«Лапажинка». Этот памятник природы был создан в 1996 году. Общая занимаемая площадь — 68 га. Цель основания комплекса – сохранение естественной природной среды и изучение природных явлений.
В 70-х годах это была туристическая база, которую создал художник Николай Павлович Созонов. В октябре 1968 году ему пришла идея собрать вокруг себя подростков и научить их оберегать природу, раскрыть секреты леса и передавать их следующим поколениям. Он стал организатором секции для юных охотников и рыболовов «Лапажинка».
Долгое время школьники проводили на базе отдыха значительную часть времени, отдыхали, учились ценить и любить природу, заботиться о ней. Потом пришло время некой разрухи и запустения.
Но в последние годы благодаря ТОСовскому движению и инициативным жителям Березника «Лапажинка» вновь возрождается и готова принимать гостей – любителей и ценителей северной природы.

Пяндский святой источник

Родник около Свято-Троицкого храма в селе Пянда известен многим. Расположен он в глубоком овраге с крутыми берегами.
Известно множество легенд, связанных с Пяндским источником. Эти места издавна считались святыми, таинственными. Сюда, по преданию, несколько раз приплывала икона по реке Пянде, которая протекает совсем рядом. Местные жители не могли объяснить это явление. Монахи, узнав об иконе, поставили на берегу часовенку и обосновались там. Спустя какое-то время часовня разрушилась, а один из монахов предрек: «Быть на этом месте храму, а иначе тут и трех домов не простоит». Так и вышло: одна изба сгорела, другую перевезли. И в 1997 году началось строительство Свято-Троицкой церкви. Водой из этого источника лечил людей местный священник-целитель Николай (Кашин), имя которого было известно многим жителям Виноградовского района. После смерти батюшки источник был заброшен, а в конце 90-х годов ХХ века его обнаружили местные жители, которые и
содержат его.
Всего же в Виноградовском районе, согласно информационной системе «Родники Архангельской области», двадцать родников, которые также расположены в Рочегде, Заостровье, Усть-Морже, Усть-Ваеньге, Кургомени.

Ермак из Борка?!

Ответ на вопрос, где родился легендарный атаман Ермак Тимофеевич, пока остается неясным. О происхождении покорителя Сибири существует несколько версий.
Некоторые утверждают, что он был родом с берегов реки Чусовая и благодаря знаниям местных рек ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока его не забрали служить-казачить (Черепановская летопись). Согласно другой версии Ермак являлся уроженцем станицы Качалинской на Дону (Броневский). Но есть и версия, что Ермак Тимофеевич из поморов. В подтверждение этой версии есть и запись в кратком Сольвычегодском летописце, где говорится: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку… разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую». «З Двины з Борку» — это из села Борок Виноградовского района Архангельской области.
На этом всякое развитие версии о северном происхождении Ермака заканчивается. В июле на дне празднования деревенского праздника в Борке к камню Ермака водят гостей, а еще рядом на поле проводят конкурс косарей.

Храмовый комплекс в Сельцо – памятник архитектуры

Несколько лет в Сельцо приезжие добровольцы вели ремонтные работы на древних строениях храмового комплекса.
Это движение началось еще в 1980-е годы. Тогда существовало в стране такое движение среди юношества – «отряды добровольных помощников реставраторов». Молодые москвичи приезжали в архангельский край, чтобы под руководством мастеров принять участие в противоаварийных работах на деревянных храмах – продлить жизнь исчезающему деревянному наследию России.
В 1980-х годах храмовый комплекс в Сельцо московская молодежь ремонтировала два сезона. Их труды, поставленные подпорки и заплаты помогли сдержать дальнейшее разрушение церкви. Прошло много лет, и старые строения совсем обветшали. Несколько лет назад «старая гвардия» московских реставраторов вернулась на свой объект, приведя с собой молодое поколение радетелей деревянного зодчества, так же, как они, влюбленных в северный край. За три года реставраторы-добровольцы разобрали ветхие конструкции крыши колокольни и сделали крепкую крышу над оставшейся частью строения. Укрепили и перекрыли рубероидом крышу над всей деревянной церковью, в том числе на шатре, установили множество крепких подпорок под чердачное перекрытие храмового помещения и трапезной, расчистили каменную церковку, прорыли водосточные канавы вокруг всех строений… И все это в надежде на профессиональную реставрацию, ведь только она может спасти строения.
А сохранять в Сельцо есть что! Это единственный на всю огромную Двинскую землю (включая Важский край и Пинежье) полноценный храмовый ансамбль, то есть сохранивший все три неразрывные составляющие части северорусского архитектурного комплекса: «летнюю» и «зимнюю» церковь и колокольню. Храмовые строения в Сельцо с полной уверенностью можно назвать и ансамблем деревянного зодчества.
Полноценные (то есть сохранившие три строения) ансамбли деревянного зодчества на Русском Севере теперь по пальцам одной руки пересчитать можно: в селах Ненокса и Малошуйка на беломорском побережье, Почозерский на Кенозере, знаменитые Кижи. Страшно пострадал в сеголетнюю Пасху полноценный Лядинский ансамбль на Каргополье, и смогут ли его воссоздать – большой вопрос. И это все ансамбли-триады. Больше не сохранилось. Сгорели великолепные храмовые ансамбли в Моржегорах и Заостровье, сгорели Кальи, утрачены многие и многие шедевры деревянного зодчества среднего Подвинья… Остался один-единственный – Селецкий.

Читайте также
Яндекс.Метрика