Двиноважье – Архангельская областная служба спасения: выход в лес и на водоем требует обязательной подготовки

Архангельская областная служба спасения: выход в лес и на водоем требует обязательной подготовки

В конце лета и начале осени количество поступающих в службу спасения сообщений о пропавших людях – грибниках, рыбаках – увеличивается. Для поиска задействуют значительные силы и средства, к сожалению, помочь удается не всем. Тему обсудили на еженедельном оперативном совещании, которое провел губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Руководитель Главного управления МЧС России по Архангельской области Шахобиддин Ваккосов привел лишь несколько примеров последних дней.

Так, 26 сентября в Котласском районе группа аварийно-спасательной службы Коряжмы проводила поиск мужчины 1951 года рождения, пропавшего 25 сентября в районе 369-го километра железной дороги Котлас – Киров. В этот же день спасатели искали женщину, которая заблудилась в лесу под Северодвинском. В обоих случаях счастливый финал: заблудившиеся грибники самостоятельно вышли к населенным пунктам.

– В настоящее время спасатели продолжают поиски двух женщин 1942 и 1945 года рождения, которые 2 октября ушли в лес в районе СНТ «Бытовик», а также мужчины 1951 года рождения и женщины 1992 года рождения, пропавших предположительно 26 сентября в районе острова Кумбыш, – сообщил Шахобиддин Ваккосов.

Для того, чтобы избежать неприятной ситуации, спасатели советуют соблюдать несложные правила и обязательно подготовиться к выходу на природу, даже если это просто поход за грибами. Как показывает практика оперативных служб, именно такие неподготовленные любители тихой охоты блуждают чаще.

Обязательно сообщите близким, куда именно идете и когда вернетесь.

Проведите беседу с пожилыми родственниками — часто они боятся «выдать» свои заветные места и никому не говорят, где собирают грибы и ягоды.

Возьмите с собой заряженный мобильный телефон! В экстренной ситуации даже при отсутствии сети вы сможете позвонить по номеру 112 и сообщить, что потерялись. Оперативный дежурный Архангельской областной службы спасения им. И.А. Поливаного даст вам инструкции, которые помогут выйти на дорогу самостоятельно. Даже если это не удастся сделать, возможность связаться с вами по телефону существенно облегчит работу поисково-спасательной группы.

Еще дома изучите свой телефон – современные модели позволяют использовать их как полноценный навигатор. Заранее включите геолокацию. Потренируйтесь в определении своих координат – это несложно сделать, используя различные приложения.

Не забудьте также минимальный набор для выживания: нож, фонарик, спички, зажигалку, питьевую воду, продукты питания.

Помните, что компас – это не оберег, просто иметь его при себе недостаточно. Заходя в лес, определите стороны света: если вы отправляетесь на север, выходить нужно будет в южном направлении. Ориентируясь по солнцу, не забывайте, что в течение дня оно меняет положение.

Запоминайте свой путь – если заблудились, то в первую очередь нужно будет рассказать диспетчеру, как именно вы шли, пересекали ли дороги, просеки и ручьи. Не уповайте на то, что ваше местоположение автоматически отобразится у оператора на экране: невозможно быстро автоматически определить, где находится позвонивший.

Не забудьте взять лекарства, которые постоянно принимаете. Нередко между родственниками пропавших и спасателями происходят диалоги: «Хронические заболевания есть? — Да, сердечник. – Лекарства с собой? – Нет, всё оставил дома…».

Положите в рюкзак свисток. Если придется звать на помощь, голоса надолго не хватит – связки быстро устанут, и вы охрипнете. Зато сигнализировать о своем местонахождении с помощью свистка можно достаточно долго.

Одевайтесь по погоде, но ярко. Не используйте камуфляж! Риск остаться незамеченным в одежде приглушенных оттенков для ищущих вас людей существенно возрастёт.

Ходить в лес лучше с человеком, который хорошо ориентируется на местности. Если у вас есть возможность, то изучите место на карте, где планируете собирать грибы или ягоды, заранее.

Не заходите глубоко в лес: дары природы в изобилии растут и вдоль лесных дорог. Оставляйте на пути движения ориентиры, по которым можно будет вернуться к знакомому месту: надломленная ветка, стрела, выложенная из камней, привязанный к кусту кусок ткани помогут если не вам, то людям, которые будут вас искать.

Если вы поняли, что заблудились, первое, что необходимо сделать, – успокоиться. Остановитесь, подумайте – откуда пришли, не слышно ли криков, шума машин, лая собак, звуков поезда. Позвоните по номеру 112 и сообщите, что потерялись. Если телефона с собой нет, и вы приняли решение выходить самостоятельно, то старайтесь не петлять. Хорошо, если вам удастся выйти на линию электропередачи, железную дорогу, газопровод или реку – рано или поздно эти объекты выведут вас к людям.

С наступлением темноты остановитесь и готовьтесь к ночлегу. Двигаться в темное время не рекомендуется, можно легко получить травму, да и сил блуждание по темному лесу не прибавит. Место для ночлега нужно выбрать высокое и сухое, желательно у большого дерева. Заготовьте хворост для костра, сделайте подстилку из лапника. Расположиться лучше всего спиной к дереву, перед собой разжечь костер и по возможности поддерживать его всю ночь.

Перед выездом на рыбалку:

Проверьте исправность маломерного судна, наличие на борту и исправность средств связи, навигации, спасения и сигнализации, а также резервного запаса топлива.

Лучше рыбачить, не отходя далеко от берега.

Перед уходом на рыбалку стоит обязательно сообщить о месте лова родным и близким, а также время возвращения с рыбалки.

Необходимо уточнить прогноз погоды на предстоящие трое суток, а при прогнозировании неблагоприятных явлений поездку следует отложить.

На всех, кто находится на маломерном судне, должны быть надеты и застегнуты спасательные жилеты.

Не пересекайте судовой ход в условиях ограниченной видимости и ночью, не стоит передвигаться в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях.

Если конструкцией мотора предусмотрен аварийный выключатель зажигания, то он должен быть зафиксирован на судоводителе, это не даст судну продолжить движение в случае падения за борт и позволит избежать травмирования выпавшего судном или винтом мотора.

Читайте также
Яндекс.Метрика