Двиноважье – 15 принятых областных законов – один из итогов прошедшей ноябрьской сессии областного Собрания

15 принятых областных законов – один из итогов прошедшей ноябрьской сессии областного Собрания

Всего в ходе сессии рассмотрено 25 законопроектов. 18 проектов областных законов инициированы губернатором и правительством области, шесть проектов – депутатами областного Собрания и один проект областного закона – избирательной комиссией области.

15 областных законов приняты во втором чтении, из них 12 внесены губернатором и правительством области, два – депутатами областного Собрания и один – региональной избирательной комиссией. Они в ближайшее время поступят для подписания губернатором области.

Шесть областных законов утверждены сразу в первом и втором чтениях. 10 проектов областных законов будут рассмотрены во втором чтении на декабрьской сессии областного Собрания. Из них шесть проектов внесены губернатором и правительством области.

В Уставе области реализуются поправки к Конституции России

Такой законопроект принят в первом чтении. Заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев пояснил, что в составе поправок четыре основных блока изменений. Основная их часть связана с реализацией поправок к Конституции России. Также изменения касаются статуса уполномоченного по правам человека в области, реализации Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» и уточнения ряда иных норм.

Налоговые льготы для резидентов Арктической зоны России

Сразу в первом и втором чтениях принят областной закон, предоставляющий с 1 января 2021 г. налоговые льготы резидентам Арктической зоны России.

Заместитель председателя правительства области по проектной деятельности Виктор Иконников отметил, что подготовка указанного закона связана с вступлением в силу федеральных законов, предусматривающих государственную поддержку предпринимательской деятельности в Арктической зоне.

Налогоплательщики – резиденты Арктической зоны России имеют право на пониженные ставки по налогу на прибыль организаций в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории области при исполнении соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне.

Такие ставки определены в размере пяти процентов – в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета получена первая прибыль, и 10 процентов – в течение последующих пяти налоговых периодов.

Для резидентов Арктической зоны введены пониженные ставки по налогу на имущество организаций.

Данные ставки в течение первых пяти налоговых периодов, начиная с первого числа месяца, в котором имущество принято к бухучету в качестве основных средств, определены в размере 0,1 процента и в течение последующих пяти налоговых периодов – в размере 1,1 процента.

При применении резидентами Арктической зоны упрощенной системы налогообложения для них установлены пониженные ставки в размере 1 процента (если объектом налогообложения являются доходы) и 5 процентов (если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов). В этом случае они не должны иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов.

В течение налогового периода применения пониженной налоговой ставки не менее 90 процентов общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) должен составить доход от реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом реализации соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне.

Расширены налоговые преференции для резидентов территории опережающего социально-экономического развития

Такой областной закон также принят сразу в двух чтениях. С 1 января 2021 г. введена правовая основа для применения резидентами ТОСЭР пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в областной бюджет, не только в отношении прибыли, полученной от деятельности при исполнении соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности на ТОСЭР, но и ко всей налоговой базе. Игорь Андреечев пояснил, что в основу этого подхода положено требование об соблюдении налогоплательщиками условий, указанных в Налоговом кодексе России.

Скорректирован период, в котором прекращается право организации – резидента ТОСЭР на применение ставки по налогу на имущество организаций в размере 0 процентов в связи с лишением ее статуса такого резидента. Это происходит с начала того налогового периода, в котором организация утрачивает данный статус. До этого право на применение пониженной ставки прекращалось с начала того квартала, в котором был утрачен указанный статус. Реализация этого изменения обеспечит единообразный подход в части предоставления резидентам ТОСЭР областных льгот по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций.

Областной бюджет на 2021 год и плановый период

В первом чтении принят проект закона об областном бюджете на 2021 год и плановый период. Он представлен исполняющим обязанности министра финансов области Татьяной Суровцевой.

Доходная часть областного бюджета на 2021 год сформирована в сумме 97258,7 млн рублей, на 2022 и 2023 годы – соответственно в размере 104094,6 млн рублей и 103587,1 млн рублей. Расходная часть областного бюджета на 2021 год определена в размере 106750,6 млн рублей, на 2022 и 2023 годы – соответственно в размере 109949,2 млн рублей и 107729,4 млн рублей.

Татьяна Суровцева отметила, что около двух третей расходов бюджета приходится на социальные сферы (образование, здравоохранение, социальная политика, культура и спорт).

Бюджет территориального фонда ОМС на 2021 год и плановый период

В проекте закона о бюджете территориального фонда ОМС на 2021 год и плановый период, принятом в первом чтении, доходы территориального фонда в 2021 году определены в размере 24503971,5 тыс. рублей, на 2022 и 2023 годы – соответственно в размере 25658894,9 тыс. рублей и 27099 233,7 тыс. рублей.

Расходная часть бюджета территориального фонда на 2021 года и плановый период сбалансирована с доходной частью такого бюджета.

Директор территориального фонда ОМС Наталья Ясько в ходе своего выступления отметила, что в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории региона устанавливается предельный размер нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС на 2021 год – в размере 1,85 млрд рублей, на 2022 и 2023 годы – соответственно в размере 1,9 млрд рублей и 2 млрд рублей.

Корректировки текущего областного бюджета и бюджета территориального фонда ОМС

Сразу в двух чтениях приняты изменения в областной бюджет на 2020 год и плановый период. Татьяна Суровцева указала, что изменения касаются механизма урегулирования задолженности по денежным обязательствам перед Архангельской областью. Установлены возможность, способ и основное условие урегулирования такой задолженности.

Поддержаны в двух чтениях изменения в бюджет территориального фонда ОМС на 2020 год и плановый период.

Изменение условий предоставления бюджетного кредита для покрытия дефицита областного бюджета

В первом и втором чтениях утверждено дополнительное соглашение к соглашениям о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета области.

Татьяна Суровцева отметила, что это соглашение подписано между Министерством финансов России и Правительством области. Оно обусловлено изменением федеральных правил проведения реструктуризации обязательств субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам.

Совершенствуется бюджетный процесс

Такой областной закон, подготовленный правовым департаментом, принят во втором чтении.

Областным автономным и бюджетным учреждениям, некоммерческим организациям, иным учреждениям из областного бюджета могут предоставляться субсидии и гранты в форме субсидий на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Правительство области определяет процедуру принятия таких решений.

Министерство финансов области предоставляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета области и бюджета территориального фонда ОМС в Федеральное казначейство в сроки, установленные Министерством финансов России.

Корректируется перечень документов, прилагаемых к проекту областного закона об областном бюджете, который вносится губернатором области в областное Собрание депутатов.

Положения областных законов, приводящих к изменению общего объема доходов областного бюджета и принятых после внесения проекта областного закона об областном бюджете в областное Собрание депутатов, учитываются в очередном финансовом году при внесении изменений в областной бюджет. Такое правило вступает в силу с 1 января 2021 г.

Земельные участки без торгов для развития инфраструктуры Соловков

Такие земельные участки будут предоставляться Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага для строительства или реконструкции объектов коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов жилищного фонда на территории Соловецкого архипелага.

Такой областной закон принят в первом и втором чтениях. Он вводит критерии масштабного инвестиционного проекта, которым должны соответствовать инвестиционные проекты, направленные на развитие территории Соловецкого архипелага.

Игорь Андреечев пояснил, что подготовка обусловлена необходимостью предоставления Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без торгов. Земельный кодекс России допускает такую возможность в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

В настоящее время указанным фондом осуществляется проектирование объектов жилищного фонда, объектов дошкольного и общеобразовательного назначения, автомобильной дороги, коммунально-бытовых объектов. Строительство и реконструкция этих объектов предусмотрены в рамках финансового плана фонда на 2021 год и плановый период, обеспеченного за счет средств федерального бюджета.

Звание «Почетный гражданин Архангельской области» присвоено Дмитрию Лохову

Поддержана инициатива губернатора области о присвоении художественному руководителю Архангельского театра кукол Лохову Дмитрию Александровичу звания «Почетный гражданин Архангельской области».

Исполняющий обязанности министра культуры области Наталья Бакшеева отметила значительный вклад Лохова Д.А. в развитие театрального искусства в области и его многолетний плодотворный труд.

Опека и попечительство, социальная поддержка детей-сирот

В первом чтении приняты комплексные изменения в этих сферах.

Совершенствуется процедура назначения ежемесячной денежной выплаты на содержание детей-сирот, находящихся под опекой и в приемных семьях. Данная выплата назначается также временно назначенным опекунам (попечителям). Это обусловлено судебной практикой в указанной сфере. Скорректирован период получения этой выплаты с момента возникновения оснований на ее получение, подтвержденных документами об обстоятельствах утраты детьми попечения родителей. По мнению Игоря Андреечева, это обеспечит единообразную практику определения периодов осуществления указанной выплаты в муниципалитетах.

Вводится процедура актуализации органами опеки и попечительства списков детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилфонда. Это связано с необходимостью подтверждения нуждаемости детей-сирот в таких помещениях.

Предусмотрено проведение органами опеки и попечительства два раза (вместо одного раза) в течение года плановых проверок жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами. Игорь Андреечев отметил, что это позволит усилить контроль за использованием и сохранностью данных помещений.

«Регуляторная гильотина»

В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» принят областной закон, который вводит правовую основу установления и оценки применения обязательных требований в областных нормативных правовых актах.

Под этими требованиями понимаются требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления разрешений, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Определены условия установления, содержание, правила действия обязательных требований, механизм осуществления их официальных разъяснений.

Игорь Андреечев пояснил, что будет проводиться «регуляторная гильотина» областных нормативных актов, содержащих обязательные требования. Правительство области утвердит план мероприятий по оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области, вступивших в силу до 1 января 2020 г. Их соблюдение будет оцениваться при осуществлении государственного контроля (надзора). Эти требования оцениваются на соответствие принципам, установленным федеральным законом, а также требованиям, предъявляемым областным законом к содержанию данных актов. По результатам оценки в данные акты вносятся необходимые изменения либо они признаются утратившими силу.

Новации антикоррупционного законодательства

В первом чтении поддержаны изменения в сфере противодействия коррупции, представленные правовым департаментом. Их разработка обусловлена изменениями федерального законодательства.

В сведения о расходах лиц, замещающих государственные должности области, муниципальные должности, должности гражданской и муниципальной службы, включается информация о сделках, связанных с цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой. Также будет осуществлять контроль за приобретением цифровой валюты.

В целях проведения антикоррупционной проверки определен механизм направления оператору информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, запросов об имеющихся у проверяемых лиц таких активов.

Развитие муниципальной службы

В первом чтении принят законопроект по развитию процедуры аттестации муниципальных служащих. Им скорректировано типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденное областным законом.

Игорь Андреечев пояснил, что подготовка законопроекта обусловлена утверждением Правительством России единой методики проведения аттестации гражданских служащих. Данная методика применима к процедуре проведения аттестации муниципального служащего в силу единства квалификационных требований для замещения должностей гражданской и муниципальной службы, а также единства требований к подготовке кадров для таких видов службы.

Уточняется предмет оценки профессиональной служебной деятельности муниципального служащего. Вводятся процедура проведения внеочередной аттестации муниципального служащего, процедура проведения аттестации муниципального служащего, имеющего доступ к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Предусмотрены положения по предупреждению конфликта интересов у членов аттестационной комиссии. Закрепляется возможность представления в аттестационную комиссию документов для проведения аттестации муниципального служащего в виде электронных документов. Развивается механизм подготовки отзыва о профессиональной деятельности муниципального служащего. Муниципальный служащий наделяется правом на участие в заседании аттестационной комиссии в формате видеоконференции (при наличии технической возможности).

Преобразование с 1 января 2021 г. рабочего поселка Березник в сельский населенный пункт

Такой областной закон принят во втором чтении. Его разработка обусловлена обращением жителей и общественных объединений Виноградовского района. По численности населения (более 5,2 тыс. человек) этот населенный пункт относится к городским населенным пунктам, а по доле занятого в промышленности и иных отраслях населения, уровню экономического развития и иным критериям он соответствует требованиям, предъявляемым к сельским населенным пунктам. Как отметил Игорь Андреечев, до этого на сентябрьской сессии принят областной закон, относящий в отдельных случаях к сельским населенным пунктам городские населенные пункты с численностью населения более трех тысяч человек.

Реализация этих изменений позволит распространить на отдельные категории граждан, проживающих в рабочем поселке Березник, дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для жителей сельской местности. Это, в свою очередь, создаст необходимые условия для трудоустройства в данном населенном пункте молодых специалистов, прежде всего в сфере здравоохранения и образования. Дополнительные расходы областного бюджета в 2021 году в связи с этим составят 33 млн рублей.

Законодательство в сфере градостроительной деятельности

Поддержаны во втором чтении комплексные изменения в сфере градостроительной деятельности, разработанные правовым департаментом. Они связаны с изменениями федерального законодательства.

Развивается процедура подготовки, согласования и утверждения документов территориального планирования области и муниципалитетов, изменений в данные утвержденные документы. Уточнено содержание материалов по обоснованию этих документов территориального планирования. Предусмотрены отдельные особенности содержания генеральных планов поселения, муниципального и городского округов.

Совершенствуется процедура подготовки региональных нормативов градостроительного проектирования.

Изменен подход к проведению проверки сметной стоимости строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, финансирование которых планируется за счет средств областного бюджета, на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Эта проверка проводится в обязательном порядке, если сметная стоимость строительства превышает 10 млн рублей. В остальных случаях она осуществляется на договорной основе.

Предусмотрены изменения, направленные на упрощение процедуры строительства, реконструкции объектов, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на территории области.

Новации в сфере проведения капитального ремонта

Во втором чтении приняты изменения в областной закон об организации проведения капитального ремонта, подготовленные министерством ТЭК и ЖКХ области совместно с правовым департаментом.

Они касаются вопросов принятия органами местного самоуправления решений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, продления срока действия региональной программы капитального ремонта и ряда иных вопросов в данной сфере.

Изменены подходы в части определения кадастровой стоимости

Такие изменения утверждены во втором чтении. Правительство области до
1 января 2023 г. вправе принять решение о дате перехода к применению положений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

В силу требований федерального закона министерство имущественных отношений области не вправе создавать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Вместо этого оно принимает и рассматривает заявления об исправлении ошибок при определении кадастровой стоимости. Эти полномочия могут быть переданы подведомственному областному учреждению.

Министерство вправе принять решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок в форме распоряжения без соответствующего заявления. Оно направляет в Росреестр России информацию о мерах по устранению нарушений федерального законодательства в сфере проведения государственной кадастровой оценки.

«Правительственные часы»

В рамках «правительственного часа» министром ТЭК и ЖКХ области Дмитрием Поташевым представлена информация о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории области, а исполняющим обязанности министра образования и науки области Светланой Маневской – о задачах и перспективах дополнительного образования детей в области в свете реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Читайте также