Двиноважье – 13 областных законов принято на мартовской сессии областного Собрания

13 областных законов принято на мартовской сессии областного Собрания

Всего в ходе сессии рассмотрено 28 законопроектов. 24 проекта областных законов инициированы губернатором и правительством области, четыре – депутатом областного Собрания Игорем Чесноковым.

13 областных законов приняты во втором чтении, 11 из них внесены губернатором области (пять областных законов приняты сразу в двух чтениях). Принятые законы в ближайшее время поступят для подписания губернатору области. 15 проектов областных законов будут рассмотрены во втором чтении на очередной сессии, которая состоится 19 апреля, 13 из них внесены губернатором области.

Предлагается расширить круг налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы по УСН

По инициативе губернатора области такой проект областного закона принят в первом чтении. Он разработан областным министерством экономического развития, промышленности и науки совместно с правовым департаментом администрации губернатора и правительства области.

Областным законом с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года включительно для налогоплательщиков, осуществляющих виды экономической деятельности, соответствующие классу 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» ОКВЭД, установлены налоговые льготы по налогам, взимаемым в связи с применением УСН в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, либо в связи с применением УСН в случае, если объектом налогообложения являются доходы.

Как пояснил заместитель председателя правительства области – министр экономического развития, промышленности и науки Виктор Иконников одним из основных условий предоставления льгот является осуществление указанных видов деятельности на территориях населенных пунктов, предусмотренных в перечне труднодоступных местностей.

Их перечень предусмотрен в настоящее время приложением №1 к областному закону 2004 года «О перечнях труднодоступных местностей на территории Архангельской области» и используется для установления границ сельских поселений. Из данного перечня в настоящее время исключён целых ряд муниципальных районов в связи с их преобразованием в муниципальные округа или такие районы в него изначально не были включены. В этой связи перечень труднодоступных населенных пунктов предлагается расширить, утвердив его постановлением правительства области. В такой перечень, помимо действующих населенных пунктов, из приложения №1 к областному закону 2004 года предлагается включить:

• населенные пункты, входящие в состав муниципальных районов, преобразованных в муниципальные округа, которые исключены (Виноградовский, Верхнетоемский, Плесецкий, Вилегодский, Каргопольский округа) и подлежат исключению (Няндомский, Холмогорский, Котласский и Шенкурский районы) из приложения №1 к указанному закону;

• населенные пункты на территории области, отнесенные к территориям с низкой плотностью сельского населения (Онежский район, Лешуконский и Мезенский округа).

Законопроектом предусмотрены условия включения населенных пунктов в перечень труднодоступных населенных пунктов.

Законопроектом корректируются условия применения пониженных налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением УСН при осуществлении ими отдельных видов экономической деятельности, не связанных с розничной торговлей (это, к примеру, издание компьютерных игр, деятельность в области демонстрации кинофильмов, деятельность веб-порталов), путем снижения с 70 до 50% минимального объема общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления таких видов экономической деятельности.

Бюджетные вопросы

В данной сфере приняты три областных закона. Один из них предусматривает корректировку областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. В основном изменения связаны с включением остатков областного бюджета 2022 года.

Предусмотрено увеличение доходной части бюджета на 1,1 млрд рублей, расходной части – на 3,5 млрд рублей. Эти средства пойдут на решение социально значимых вопросов, в том числе на переселение граждан из аварийного жилья, регулирование тарифов в сфере ЖКХ, коммунальную инфраструктуру. Также предусмотрено снижение долговой нагрузки и уменьшение верхнего предела государственного долга на 5 миллиардов рублей. Это стало возможным благодаря направлению части дополнительных доходов на снижение плановых долговых обязательств в прошлом году.

Областным законом утверждены заключенные между Минфином России и правительством области дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении областному бюджету из федерального бюджета бюджетных кредитов. Подготовка таких соглашений обусловлена постановлением Правительства России от 21 сентября 2022 года №1662, предусматривающим освобождение в 2022 году от погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и перенос указанного погашения на 2025 год и 2029 год, а также расширение целей использования бюджетных средств субъекта Федерации, высвобождаемых в 2022 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам. Такая реструктуризация бюджетных кредитов, предоставленных области, позволит высвободить 827 миллионов рублей и отсрочить платежи до 2029 года.

Также в первом чтении поддержаны изменения, направленные на совершенствование бюджетного процесса области.

Льготы по оплате электроэнергии для населения ряда населенных пунктов

Речь идет о поселениях Верхнетоемского, Мезенского и Шенкурского округов.

Данный областной закон принят в двух чтениях. Он подготовлен министерством ТЭК и ЖКХ области совместно с правовым департаментом. Это позволило законодательно урегулировать предоставление льгот по оплате электрической энергии населению указанных населенных пунктов.

Министр ТЭК и ЖКХ области Дмитрий Поташев пояснил, что в период с 1 января 2020 года данные льготы фактически предоставлялись населению некоторых населенных пунктов указанных округов.

Принятие областного закона позволит избежать взыскания с ресурсоснабжающей организации средств субсидий, предоставленных из областного бюджета в целях компенсации недополученных доходов в связи с льготным предоставлением электрической энергии потребителям, и соответственно не допустить взыскания оплаты коммунальных услуг с жителей.

Выкуп земельных участков без проведения торгов

В первом и втором чтениях принят областной закон, которым установлена цена приобретения без проведения торгов земельных участков, находящихся в областной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, а также для отдыха (рекреации), производственной деятельности и нужд промышленности и предоставленных в аренду этим гражданам. Такая цена определена в размере кадастровой стоимости этих земельных участков.

Также областным законом сохранена ранее установленная на 2022 год цена продажи в размере кадастровой стоимости без торгов земельных участков, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этим гражданам.

Заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев пояснил, что такая возможность выкупа реализуется до 31 декабря 2023 года на основании постановления Правительства России, и земельные участки могут быть выкуплены без проведения торгов при условии отсутствия у уполномоченных органов информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании таких земельных участков.

Расширение прав субъектов МСП по выкупу арендуемого государственного имущества

Игорь Андреечев пояснил, что такие изменения вносятся в связи с изменением федерального законодательства, которыми предусмотрена возможность выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими не только недвижимого, но и движимого имущества.

Областным законом установлен срок рассрочки оплаты такого имущества в 3 года.

Установленный областным законом трехлетний срок рассрочки оплаты приобретаемого движимого имущества распространен на ранее заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства договоры аренды движимого имущества, находящегося в областной собственности.

Аналогичные изменения также должны быть внесены в муниципальные правовые акты.

Расширена компетенция уполномоченного при губернаторе области по защите прав предпринимателей

Уполномоченный осуществляет защиту прав и законных интересов также членов органов управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению такой организацией.

Он также вправе при рассмотрении жалоб субъектов предпринимательской деятельности без специального разрешения посещать расположенные на территории области места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде принудительных работ, ареста, лишения свободы, в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам об отдельных экономических преступлениях.

Совершенствуется планирование транспортного обслуживания населения

Такой областной закон, подготовленный правовым департаментом, принят во втором чтении. Он предусматривает утверждение на региональном уровне комплексного плана транспортного обслуживания населения и регионального стандарта транспортного обслуживания населения.

Такие документы направлены на повышение эффективности организации транспортного обслуживания населения и качества транспортных услуг. Разработка указанных документов осуществляется областным министерством транспорта, а их утверждение – правительством области.

Региональный стандарт транспортного обслуживания населения устанавливает перечень и целевые значения показателей, обеспечивающих доступность, безопасность и комфортность для населения региона регулярных перевозок пассажиров и багажа, а региональный комплексный план транспортного обслуживания населения определяет приоритеты, цели и задачи транспортного обслуживания населения в целях достижения указанных целевых показателей.

Изменения в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности

В первом чтении поддержаны изменения, подготовленные правовым департаментом в связи с изменением федерального законодательства.

С 1 января 2023 года прекращены полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации по выдаче разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, а также утверждение таких маршрутов движения. Выдачу этих разрешений осуществляет Росавтодор.

В связи с исключением полномочий регионального министерства транспорта по выдаче указанных разрешений законопроектом скорректированы отдельные нормы, связанные с реализацией данного полномочия.

Обеспечение прав лиц, содержащихся в воспитательных колониях

Речь идет от обеспечении условий для получения общего образования лицами, содержащимися в воспитательных колониях.

Такие полномочия осуществляются образовательными организациями Федеральной службы исполнения наказаний.

Соответствующие изменения внесены в областные законы, в том числе в областной закон об образовании.

Гарантии прав ребенка

Принятые в данной сфере изменения обусловлены федеральным законодательством.

С одной стороны, они касаются расширения состава межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей. В ее состав включаются представители органов культуры, туризма и спорта.

С другой стороны, скорректирована процедура оценки последствий принятия решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной собственностью области или муниципальной собственностью, либо о реорганизации или ликвидации государственных организаций области или муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Правительство России установит общие принципы проведения такой оценки. Также органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок проведения такой оценки в отношении соответствующих объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся муниципальной собственностью. До последнего времени такой порядок был определен на региональном уровне.

Социальная реабилитация больных наркоманией

Областной закон по данному вопросу разработан правовым департаментом и принят во втором чтении. Мероприятия по социальной реабилитации больных наркоманией осуществляются в рамках социального обслуживания и оказания государственной социальной помощи больным наркоманией на основании социального контракта.

Областным законом определены формы социальной реабилитации больных наркоманией, осуществляемой областными учреждениями социального обслуживания населения. Это прежде всего социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые и социально-правовые услуги.

Такие мероприятия организуются областным министерством труда, занятости и социального развития также через учреждения социальной защиты населения.

Областной закон также предусматривает осуществление мониторинга оказания государственной социальной помощи больным наркоманией на основании социального контракта. Он будет осуществляться в порядке, установленном Правительством России.

Сохранение этнокультурного разнообразия на территории региона

Механизмы поддержки, сохранения, развития и изучения нематериального этнокультурного достояния включаются в законодательство области и политику управления сферой культуры области.

Изменения по данным вопросам предусматривает областной закон, принятый во втором чтении. Они разработаны правовым департаментом в связи с принятием Федерального закона от 20 октября 2022 года №402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», который закрепляет правовые и организационные основы сохранения этнокультурного разнообразия в России.

Областной закон последовательно закрепляет полномочия органов региональной власти и органов местного самоуправления в сфере нематериального этнокультурного достояния на территории области. Также он предусматривает формирование и ведение регионального реестра объектов нематериального этнокультурного достояния области.

Целью ведения такого реестра является учет, сохранение, изучение, актуализация и популяризация объектов нематериального этнокультурного достояния регионального значения и местного значения. Порядок формирования и ведения такого реестра, а также порядок принятия решения о включении объекта нематериального этнокультурного достояния в этот реестр будут утверждены министерством культуры области.

Объекты культурного наследия включаются в приоритетном порядке в государственные программы области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия с учетом критериев, установленных в федеральном законе.

Правительство области наделено правом устанавливать дополнительные критерии для включения объектов культурного наследия в государственные программы области (помимо критериев, установленных федеральным законом).

Уточнен механизм оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов

Такой областной закон, подготовленный правовым департаментом, принят во втором чтении.

В силу изменений федерального законодательства областным законом предусмотрено непроведение оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в случае, если они отменяют обязательные требования для хозяйствующих субъектов, а также ответственность за нарушение требований в сфере предпринимательской деятельности.

Не требуется оценка регулирующего воздействия в случае, если нормативные правовые акты подлежат принятию при угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайной ситуации, введении режима повышенной готовности или разрабатываются в целях реализации федерального конституционного закона «О военном положении».

Также областной закон распространяет меры социальной поддержки в связи с созданием муниципальных округов на председателей, их заместителей и аудиторов контрольно-счетных органов муниципальных районов и входящих в них поселений в случае досрочного прекращения их полномочий.

Изменения в сфере государственной гражданской службы области

Такие изменения приняты в первом чтении.

Ими предлагается:

• скорректировать квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы области в связи с введением понятия «профессиональный уровень»;

• исключить положения о проведении квалификационного экзамена для присвоения классных чинов гражданским служащим.

Противодействие коррупции

Данному вопросу посвящено два законопроекта. Первый принят сразу в двух чтениях и касается представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Закон упрощает представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами областного Собрания и депутатами представительных органов муниципальных образований, работающими на непостоянной основе.

Они представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатами или со дня передачи им вакантного депутатского мандата.

В последующем депутаты представляют сведения в случае совершения ими сделок, подлежащих контролю, общая сумма которых превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В случае несовершения таких сделок депутаты областного Собрания должны сообщать об этом до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, в комиссию областного Собрания, а депутаты представительных органов муниципальных образований – до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, губернатору области. Областным законом введена форма такого заявления.

Также изменен порядок опубликования в сети Интернет сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов областного Собрания и депутатов представительных органов муниципальных образований.

Областным законом предусмотрено размещение обобщенной информации об исполнении (ненадлежащем исполнении) обязанности представить сведения о доходах при условии отсутствия в этих сведениях персональных данных, позволяющих идентифицировать депутата, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее депутату. Установлены критерии, по которым указанная информация подлежит обобщению, и дифференцированные сроки, в течение которых такая информация размещается на официальных сайтах областного Собрания и органов местного самоуправления.

Второй проект областного закона принят в первом чтении и касается обязанности лиц, замещающих государственные должности области, уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

На лиц, замещающих государственные должности области в исполнительных органах и иных государственных органах (областная избирательная комиссия, областная Контрольно-счетная палата и уполномоченный по правам человека в области), возлагается обязанность уведомлять органы прокуратуры, другие государственные органы (прежде всего следственные органы) и губернатора области о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Депутаты областного Собрания подают такие уведомления в органы прокуратуры и антикоррупционную комиссию областного Собрания.

Прием указанных уведомлений депутатов областного Собрания осуществляет антикоррупционная комиссия областного Собрания, а прием уведомлений лиц, замещающих иные государственные должности области, – областной орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Антикоррупционная комиссия областного Собрания и орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений проводят проверку достоверности сведений, содержащихся в уведомлениях, по итогам которой готовятся мотивированные заключения. В результате может быть принято решение о признании того, что при осуществлении полномочий проверяемым лицом не совершено либо совершено коррупционное правонарушение.

В случае совершения коррупционного правонарушения проверяемое лицо привлекается к ответственности в форме освобождения от замещаемой должности. При наличии признаков административного правонарушения или преступления материалы проверки направляются в правоохранительные органы.

Публичные мероприятия и независимая антикоррупционная экспертиза проектов областных законов

В целях урегулирования вопросов в данных сферах в первом чтении принят проект областного закона.

С учетом изменения федерального законодательства документом исключена правовая основа для подачи организаторами публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий и демонстраций в администрацию губернатора и правительства области уведомлений о проведении таких публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, в которых размещаются органы государственной власти области. Исключением являются публичные мероприятия в форме пикетирования.

Также уточняется установленный областным законом перечень объектов транспортной инфраструктуры, в отношении которых областным законом определен порядок проведения публичных мероприятий.

В силу федерального закона предусмотрен запрет на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов областных законов иностранными агентами, которыми могут быть физические и юридические лица.

Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Предельный срок проведения мероприятий по захоронению непогребенных останков погибших при защите Отечества увеличен с трех до шести месяцев со дня получения агентством по делам молодежи уведомления об обнаружении непогребенных останков погибших при защите Отечества.

Также предусмотрена правовая основа для принятия решения о продлении не более чем на три месяца срока действия ограничения в виде запрета на проведение работ, в результате которых непогребенные останки погибших при защите Отечества могут быть повреждены или перемещены с места обнаружения.

Со слов Игоря Андреечева, необходимость принятия агентством такого решения может быть обусловлена повышенной сложностью проведения данных мероприятий. В настоящее время предельный срок действия этого ограничения составляет не более трех месяцев с даты получения соответствующего уведомления.

Изменения законодательства в сфере природных ресурсов

Два законопроекта в этой сфере приняты в первом чтении. Один из них касается вопросов недропользования.

С учетом изменения федерального законодательства предлагается:

• с 1 сентября 2023 года скорректировать нормы областного закона о технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых, содержании лицензии на пользование недрами, правах и обязанностях недропользователей в части учета в них положений о добыче полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования;

• с 1 марта 2024 года наделить областное министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса полномочием по участию в осуществлении государственного мониторинга состояния недр, а на пользователей недр возложить обязанности по осуществлению мониторинга состояния недр в границах предоставленных им в пользование участков недр местного значения.

Другой законопроект касается лесных отношений. С 1 сентября 2023 года областное министерство природных ресурсов не проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в отношении лесных участков на землях лесного фонда, предоставленных для реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, а также не предоставляет в аренду такие лесные участки.

Такие полномочия будет осуществлять Минприроды России. В связи с изменениями, внесенными в Лесной кодекс России, правительство области устанавливает перечни должностных лиц, осуществляющих федеральный лесной контроль, лесную охрану на землях лесного фонда, а региональное министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса через свои подведомственные учреждения осуществляет лесную охрану в лесах на землях лесного фонда.

Скорректированы полномочия органов региональной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительство области принимает постановления по вопросам реконструкции региональных объектов гражданской обороны, а агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты области организует проведение мероприятий, связанных с такой реконструкцией.

Органы местного самоуправления и организации осуществляют мероприятия по реконструкции в отношении своих объектов гражданской обороны.

Предусмотрено предоставление органами региональной власти единовременной материальной помощи, финансовой помощи и единовременного пособия иностранным гражданам и лицам без гражданства в результате чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Данные органы вправе осуществлять такие выплаты данным гражданам и лицам также в результате чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера.

Органы местного самоуправления оказывают указанную финансовую помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства в результате чрезвычайных ситуаций муниципального характера.

Совершенствуется законодательство с целью вовлечения в оборот земель сельхозназначения

Речь идет о механизме изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства.

Указанные изменения поддержаны во втором чтении. Они подготовлены правовым департаментом с учетом изменений в федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Изменения учитывают итоги анализа правоприменительной практики и проблем, возникающих в субъектах Федерации по вопросу изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

Областным законом основания для принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения увязаны с требованиями федерального закона.

В соответствии с областным законом сокращены сроки проведения публичных торгов по продаже изъятого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (с шести до четырех месяцев).

Введена процедура продажи изъятого земельного участка посредством проведения торгов в форме публичного предложения (в случае признания повторных публичных торгов по продаже изъятого земельного участка несостоявшимися).

Областным законом сокращены сроки приобретения изъятого земельного участка в публичную собственность (в случае, когда такой земельный участок не продан посредством торгов в форме публичного предложения) – с одного месяца до 15 дней.

«Правительственные часы»

В рамках «правительственного часа» заместитель руководителя администрации – директор департамента по внутренней политике и местному самоуправлению администрации губернатора и правительства области Андрей Рыженков представил информацию о практике реализации областного закона «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области», а министр труда, занятости и социального развития области Игорь Скубенко – информацию об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Фото Александры Конычевой

Читайте также
Яндекс.Метрика