Двиноважье – 10 областных законов принято на майской сессии областного Собрания

10 областных законов принято на майской сессии областного Собрания

Всего в ходе сессии рассмотрено 23 законопроекта. 12 из них инициированы губернатором области. 10 областных законов приняты во втором чтении. Из них семь внесены губернатором. В ближайшее время законы поступят для подписания главе региона. 11 проектов областных законов будут рассмотрены во втором чтении на сессии областного Собрания 23 июня. Из них пять проектов внесены губернатором области.

Совершенствуется бюджетный процесс

Такой областной закон принят во втором чтении. Он предусматривает комплексные изменения, касающиеся внесения в областное Собрание и рассмотрения проектов областных законов об областном бюджете и бюджете территориального фонда ОМС на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Главное изменение – уточнение срока внесения указанных проектов в областное Собрание с 15 октября на 1 ноября. Это оптимизирует процесс подготовки проектов и позволит учесть в них данные, содержащиеся в проектах федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджете федерального фонда ОМС на очередной финансовый год и плановый период, а также в материалах к ним. Также такой срок необходим для согласования проектов законов с Министерством финансов России и учета рекомендаций ведомства.

В связи с этим оптимизируются процедуры и сроки рассмотрения указанных проектов областных законов в областном Собрании в первом и втором чтениях. Реализация указанных изменений будет способствовать повышению качества и достоверности положений проектов областных законов о бюджетах.

Также предлагается наделить правительство области полномочием по утверждению областной адресной инвестиционной программы. Сейчас такая программа утверждается в составе проекта областного бюджета. Это обеспечит более эффективное использование средств федерального и областного бюджетов.

Информация об использовании средств резервного фонда правительства области представляется правительством области в областное Собрание в составе материалов одновременно с проектом областного бюджета.

Расширяется компетенция правительства области по перераспределению утвержденных областным законом об областном бюджете объемов субсидий между местными бюджетами.

Совершенствование регионального законодательства о приватизации областного имущества

Такие изменения, подготовленные правовым департаментом администрации губернатора и правительства области, поддержаны во втором чтении. Ими конкретизируется как содержание прогнозного плана приватизации областного имущества, так и процедура его подготовки.

Разработка указанных изменений связана с принятием Правительством России общих требований к разработке прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, а также к предоставлению информации об итогах исполнения этих планов (программ).

Правительство области представляет информацию о результатах приватизации областного и муниципального имущества за прошедший год также в Министерство финансов России. Сейчас эти сведения представляются только в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Министерство имущественных отношений области осуществляет информационное обеспечение приватизации областного имущества.

Изменениями скорректировано содержание прогнозного плана приватизации областного имущества, уточнены характеристики областного имущества, включаемого в него. Установлены сроки размещения плана приватизации областного имущества в сети Интернет – в течение 15 дней со дня утверждения такого плана областным законом.

Ограничения в сфере оборота потенциально опасных товаров для несовершеннолетних

Речь идет об ограничении оборота и потребления несовершеннолетними продукции с сжиженным углеводородным газом. С этой целью областным Собранием по инициативе губернатора области принята во втором чтении соответствующая законодательная инициатива.

Установлены запреты на розничную продажу несовершеннолетним товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ, потребление ими такого газа, вовлечение их в процесс потребления данного газа. За нарушение данных запретов законопроектом предусмотрена административная ответственность. Полномочиями по составлению протоколов по таким административным составам наделяются должностные лица органов местного самоуправления, а полномочиями по рассмотрению этих административных дел – мировые судьи.

В настоящее время среди подростков от 10 до 17 лет широко распространена такая форма токсикомании, как сниффинг, при которой состояние опьянения достигается вдыханием сжиженного углеводородного газа (бутан, изобутан, пропан), используемого в баллончиках для заправки зажигалок или в самих зажигалках, в баллончиках для работы газовых бытовых туристских плит.

Регулярное употребление такого газа быстро приводит к разрушению внутренних органов и головного мозга человека, может вызвать аритмию и остановку сердца, что с высокой степенью вероятности приводит к летальному исходу, оказывает влияние на поведенческие особенности личности (появляются агрессия, повышенная возбудимость, склонность к риску). Это создает реальную опасность для жизни, здоровья и нормального полноценного развития детей.

В настоящее время такие ограничения не предусмотрены на федеральном уровне. Глава государства по итогам заседания Совета при Президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей в перечне поручений от 5 марта 2021 года № Пр-335 Правительству России поручил проанализировать региональную практику по профилактике и предотвращению распространения подростковой токсикомании и представить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях регулирования оборота товаров, использование которых не по назначению может вызвать токсическое опьянение, опасное для жизни и (или) здоровья несовершеннолетних детей (в том числе товаров, содержащих сжиженный газ).

Более того, правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять региональные нормативные правовые акты, предусматривающие запрет продажи несовершеннолетним никотинсодержащей продукции и потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженный углеводородный газ. Данная позиция доведена до регионов обращением Министерства просвещения России в августе 2020 года.

Ряд регионов уже принял аналогичные законопроекты, это сделано в Москве, Республике Башкортостан, Карачаево-Черкесской Республике, Приморском и Камчатском краях, Владимирской, Вологодской, Волгоградской, Курганской, Кировской, Ленинградской, Магаданской, Оренбургской, Саратовской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Тюменской областях и в Ямало-Ненецком автономном округе.

По данным МВД России, от сниффинга в 2018 году погибло 160 детей, в 2019-м – 347. В Архангельской области с 1 января 2018 года по 1 июля 2020 года выявлено 28 случаев употребления несовершеннолетними сжиженных углеводородных газов. Из них три случая – со смертельным исходом.

Принятыми изменениями министерство здравоохранения области и органы местного самоуправления наделены полномочиями по охране здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции. Органы местного самоуправления реализуют меры по формированию у граждан мотивации к отказу от потребления никотинсодержащей продукции.

Поддержка самозанятых граждан и социальных предпринимателей

Данный областной закон принят во втором чтении. Изменения подготовлены в целях дальнейшего развития института социального предпринимательства и поддержки самозанятых.

На самозанятых граждан, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и осуществляющих в связи с этим соответствующую деятельность на территории области, распространены меры поддержки, оказываемые малому и среднему бизнесу.

Речь идет о финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержке, помощи в получении дополнительного профессионального образования, поддержке в сфере инноваций и промышленного производства и других мерах. Правительство области вправе устанавливать дополнительные формы поддержки самозанятых граждан.

Эти положения предлагается применять на время проведения в России эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (до 31 декабря 2028 года включительно).

Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» введен в области с июля 2020 года. С этого времени в регионе воспользовались мерой поддержки 9 360 самозанятых граждан. Из них более 6 000 работают в Поморье, остальные – в других субъектах Федерации. При этом 339 человек зарегистрированы не в области, но применяют данный налоговый режим на ее территории.

Отдельный блок изменений касается развития и поддержки социального предпринимательства. Для признания субъектов МСП социальными предприятиями и получения ими государственной или муниципальной поддержки на региональном уровне определены категории граждан, нуждающихся в социальной помощи, и виды деятельности, направленные на достижение общественно значимых целей, дополнительно к уже установленным на федеральном уровне категориям граждан и видам деятельности.

Скорректированы полномочия министерства экономического развития, промышленности и науки области в данной сфере. В составе финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена гарантийная поддержка, к примеру предоставление поручительств.

Механизмы защиты прав граждан

Во втором чтении принят областной закон, направленный на развитие институтов уполномоченного по правам человека в области, уполномоченных при губернаторе по защите прав предпринимателей и по правам ребенка. Такие изменения подготовлены правовым департаментом.

Основные изменения касаются института уполномоченного при губернаторе по защите прав предпринимателей. Расширены задачи данного уполномоченного, перечень субъектов, с которыми он взаимодействует. Введены дополнительные требования к лицам, претендующим на эту должность: наличие опыта работы в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов или в сфере предпринимательской деятельности.

Усовершенствованы полномочия данного должностного лица – в сфере развития инвестиционного климата, контрольно-надзорной деятельности и оценки регулирующего воздействия. Также конкретизируются механизм и сроки рассмотрения уполномоченным обращений предпринимателей.

Уточнен механизм принятия решений о прекращении полномочий уполномоченных при губернаторе по правам ребенка и по защите прав предпринимателей. Это обеспечит единые подходы к решению вопросов по прекращению, в том числе досрочному, полномочий этих должностных лиц.

Скорректированы отдельные положения областного закона «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области».

Конкретизирована правовая основа деятельности уполномоченного по правам человека. Развивается процедура направления этим уполномоченным рекомендаций в части возможных и необходимых мер по восстановлению прав и свобод человека и гражданина в адрес органа публичной власти, организации, должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение таких прав и свобод по результатам рассмотрения жалобы.

Совершенствование государственного управления

Во втором чтении поддержаны изменения в сфере государственного управления. Уточнены вопросы создания при губернаторе совещательных и вспомогательных органов, процедура проведения заседаний правительства области. Данными поправками урегулированы также вопросы разработки концепций создания региональных и муниципальных информационных систем.

С учетом таких концепций подготавливаются проекты решений о создании этих систем. Полномочиями по утверждению концепций в зависимости от уровня информационной системы наделены соответствующие руководители органов региональной и муниципальной власти.

Форма уведомления о проведении публичного мероприятия областным законом приведена в соответствие с федеральным законом. В ней установлены требования к указанию реквизитов банковского счета организатора публичного мероприятия для сбора средств на проведение публичного мероприятия (если количество участников больше 500 человек), форм и методов обеспечения организатором публичного мероприятия организации санитарного обслуживания.

Муниципальная служба

Проектом областного закона, подготовленным правовым департаментом и принятым в первом чтении, предлагается каждой должности муниципальной службы, включенной в реестр должностей муниципальной службы в области, присвоить регистрационный номер (код) должности муниципальной службы.

Со слов заместителя руководителя администрации – директора правового департамента Игоря Андреечева, за основу при подготовке таких изменений были взяты положения Указа Президента России «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» в части регистрационных номеров (кодов) должностей по реестру должностей федеральной гражданской службы, а также правотворческий опыт других субъектов Федерации в данной сфере. Применение такой практики связано с переходом к ведению трудовых книжек в электронном виде.

Комплексные изменения в сфере лесного законодательства

В связи с поправками в Лесной кодекс России с 1 июля 2021 года в окончательной редакции приняты изменения, которыми признается утратившим силу областной закон «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Архангельской области».

Этот закон утратил свою актуальность, поскольку вопросы в части деятельности пунктов складирования древесины и объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры урегулированы на федеральном уровне. С учетом этого исключается также административная ответственность за несоблюдение требований этого закона.

Министерство природных ресурсов и ЛПК области представляет в Министерство природных ресурсов и экологии России данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в форме электронного документа в порядке, установленном Лесным кодексом России.

Областное министерство разрабатывает план тушения лесных пожаров применительно к лесам, находящимся в областной собственности, и сводный план тушения лесных пожаров в форме электронных документов, утверждает акт лесопатологического обследования, составленный в форме электронного документа и подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Министерство с 1 января 2023 года не ведет государственный лесной реестр в отношении лесов в границах области в качестве переданного федерального полномочия. Это полномочие реализуется на федеральном уровне.

Правовая основа взаимодействия органов региональной власти и Торгово-промышленной палаты области

В данной части принят в первом чтении проект областного закона, устанавливающий правовой статус региональной Торгово-промышленной палаты, а также механизм взаимодействия областных органов власти с данной палатой.

Указанный механизм реализуется посредством обмена информацией, участия членов Торгово-промышленной палаты области в работе ведомственных и иных комиссий, экспертных советов, образуемых при органах региональной власти, подготовке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов области и их экспертизе.

По мнению Игоря Андреечева, реализация указанных изменений позволит расширить взаимодействие бизнес-сообщества и органов власти региона.

Мировые судьи

В первом чтении принят проект областного закона, предусматривающий комплексные изменения в областной закон «О мировых судьях Архангельской области».

С учетом положения Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 63-ФЗ изменениями исключаются срок и процедура периодического переназначения мирового судьи. Сейчас при повторном назначении на должность мировой судья назначается на должность на пять лет. Внесенные изменения предусматривают назначение без ограничения срока полномочий. Это призвано обеспечить реализацию принципа несменяемости судей.

Исключается положение о том, что мировой судья вступает в должность с момента принятия присяги, а при вступлении в должность мирового судьи лица, ранее приносившего присягу, – со дня его назначения на должность мирового судьи. Игорь Андреечев объяснил это тем, что аналогичное положение федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» признано Конституционным Судом России неконституционным.

Урегулированы вопросы по использованию мировыми судьями официальных символов России и области. Государственные символы России применяются мировыми судьями в порядке, установленном приказом Судебного департамента при Верховном Суде России. Порядок размещения областных официальных символов на зданиях и в помещениях, занимаемых мировыми судьями, определяется агентством по организационному обеспечению деятельности мировых судей области.

Законодательство в сфере обслуживания населения автомобильным транспортом

Изменения в данной сфере приняты в первом чтении. Со слов Игоря Андреечева, они подготовлены с учетом изменений федерального законодательства.

Согласно указанным изменениям, должностные лица министерства транспорта области или его подведомственного учреждения, а также органов местного самоуправления и их подведомственных учреждений осуществляют проверки подтверждения пассажирами оплаты проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади на автомобильном транспорте общего пользования в порядке, установленном постановлением правительства области.

В рамках таких проверок пассажиры подтверждают оплату проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади либо право на бесплатный или льготный проезд в порядке, утвержденном постановлением правительства области.

В случае выявления у пассажира билета, подтверждающего право на бесплатный или льготный проезд, при отсутствии у такого пассажира действительного документа, подтверждающего это право, уполномоченными должностными лицами указанный билет изымается. Механизм данного изъятия определяется постановлением правительства области.

Особо охраняемые природные территории регионального значения

В первом чтении принят проект областного закона, согласно которому правительство области принимает решения об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, их преобразовании или ликвидации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Игорь Андреечев пояснил, что в настоящее время сложилась судебная практика, признающая законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, не предусматривающие такую процедуру согласования с Министерством природных ресурсов и экологии России и в некоторых случаях с Министерством обороны России, противоречащими федеральному законодательству. По мнению судов, изменение границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, преобразование или ликвидация данных территорий должно осуществляться в том же порядке, который установлен для создания и изменения режима этих территорий и предусматривает указанное согласование.

Доклады и «правительственные часы»

В рамках докладов заместителем председателя правительства области Олесей Старжинской представлен обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг областными организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности этих организаций за 2020 год, а уполномоченным при губернаторе по правам ребенка Еленой Молчановой – доклад о результатах деятельности уполномоченного за 2020 год.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Читайте также
Яндекс.Метрика