Двиноважье – Ответственность. COVID-2019

Ответственность. COVID-2019

Настоящая информация обновлена с учетом принятия федеральных законов:

— от 1 апреля 2020 года № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Официально опубликован 1 апреля 2020 года:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010073

Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования.

Он направлен на ужесточение уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Речь идет, например, о таких деяниях, как нарушение режима карантина.

Усилено наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей, смерть человека либо смерть двух и более лиц. Введена уголовная ответственность за распространение фейковых новостей о коронавирусе;

 от 1 апреля 2020 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Официально опубликован 1 апреля 2020 года:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010076

Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон направлен на обеспечение безопасности граждан в условиях чрезвычайной ситуации, угрозы распространения опасного заболевания или карантина.

В этих целях совершенствуются составы правонарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, информационной безопасности и обращения лекарственных средств.

Вводится новый состав – невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Одной из мер, принятых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), является изоляция лиц, прибывших на территорию России из иностранных государств. Также применяется изоляция лиц, контактировавших с заболевшими.

Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» установлена обязанность лиц, прибывших на территорию России, по выполнению требований по изоляции в домашних условиях (нахождению в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня их прибытия.

Указанное постановление принято в рамках исполнения пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
, которым главные государственные санитарные врачи наделены полномочием при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

— госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

— проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

— временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

— введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина)
в организациях и на объектах;

Нарушение установленного режима самоизоляции фактически охватывается ответственностью за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она предусмотрена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 236 Уголовного кодекса Российской Федерации.

1.1. Уголовная ответственность

Статья 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» Уголовного кодекса России.

Часть 1 статьи 236 УК РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Наказание:

— штраф в размере от 500 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 18 месяцев,

— либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет,

— либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2 статьи 236 УК РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Наказание:

— штраф в размере от 1 миллиона до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,

— либо ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет;

— либо принудительные работы на срок от 3 до 5 лет,

— либо лишение свободы на тот же срок.

Часть 3 статьи 236 УК РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Наказание:

— принудительные работы на срок от 4 до 5 лет;

— либо лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Расследование указанных преступлений:

— по части 1 и части 2 статьи 236 УК РФ отнесено к ведению следователей органов внутренних дел России (пункт 3 части 2 статьи 151 УПК РФ),

— по части 3 статьи 236 УК РФ отнесено к ведению следователей Следственного комитета России (подпункт «а» части 2 статьи 151 УПК РФ).

Рассмотрение уголовных дел данной категории:

— по части 1 статьи 236 УК РФ относится к подсудности мировых судей (часть 1 статьи 31 УПК РФ);

— по части 2 и части 3 статьи 236 УК РФ — к подсудности районных судов
(часть 2 статьи 31 УПК РФ).

1.2. Административная ответственность

Статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Новые части 2 и 3.

Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

— выразившееся в нарушении действующих санитарных правил
и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период

режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих,

либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина),

— либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Это влечет наложение административного штрафа

— на граждан — в размере от 15 до 40 тысяч рублей;

— на должностных лиц – от 50 до 150 тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, – от 50 до 150 тысяч рублей
или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц – от 200 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Это влечет наложение административного штрафа

— на граждан в размере от 150 до 300 тысяч рублей;

— на должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей или дисквалификацию
на срок от одного года до трех лет;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

По частям 2 и 3 статьи 6.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют:

— должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ),

— должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ),

— прокуратура (статья 28.4 КоАП РФ).

По частям 2 и 3 статьи 6.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов (часть 1 и абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

По части 1 статьи 6.3 КоАП РФ дела рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Решение вопросов о привлечении граждан к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции относится к ведению Управления Роспотребнадзора по Архангельской области.

Находится по адресу: г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24, тел. (8182) 20-05-69,

адрес электронной почты: arkh@29.rospotrebnadzor.ru,

адрес официального сайта: http://29.rospotrebnadzor.ru.

Сотрудники Роспотребнадзора совместно с сотрудниками органов полиции вправе посещать граждан, находящихся в режиме самоизоляции, по месту их жительства в целях установления нахождения лица по предписанному ему адресу и в случае выявления нарушения режима самоизоляции в отношении нарушителей будет составлен протокол и рассмотрено дело об административном правонарушении.

Поручение о привлечении сотрудников Управления Министерства внутренних дел по Архангельской области и Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области предусмотрено пунктом 13.11 указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у о введении режима повышенной готовности.

Им рекомендовано обеспечить установление личности и места нахождения лиц, прибывших на территорию области из иностранных государств, в том числе через другие города Российской Федерации, в период менее 14 календарных дней, осуществлять контроль за соблюдением указанными лицами установленного режима изоляции в домашних условиях, содействовать обеспечению проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, режима изоляции в домашних условиях и реализации иных мер, предусмотренных данных указом.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Действия сотрудников полиции регулируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (Закон № 3-ФЗ).

На основании части 3 статьи 1 Закона № 3-ФЗ полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам , органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Высшим должностным лицам субъектов Федерации постановлено обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию России, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия.

Организация контроля за соблюдением карантина обеспечивается указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у
о введении режима повышенной готовности.

В соответствии с указом Губернатора Архангельской области
от 17 марта 2020 года № 28-у о введении режима повышенной готовности главам муниципальных образований области надлежит содействовать выявлению на территориях муниципальных образований Архангельской области лиц, прибывших из иностранных государств, где зарегистрированы случаи заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), и обеспечению их самоизоляции на дому.

Работа по выявлению лиц, нарушающих режим самоизоляции,
и предоставлению соответствующей информации в органы Роспотребнадзора должна проводиться органами местного самоуправления совместно с сотрудниками органов полиции.

1.3. Административная ответственность за неповиновение законному требованию и невыполнение законного предписания (постановления)

Должностные лица Управления Роспотребнадзора по области при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний имеют право требовать и давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий медицинского наблюдения, медицинского обследования, изоляции и (или) госпитализации.

Неповиновение законному требованию должностного лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ в виде предупреждения
или наложения административного штрафа:

— на граждан – в размере от пятисот до одной тысячи рублей

— на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица) Управления Роспотребнадзора по Архангельской области об устранении нарушений санитарного законодательства влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа:

— на граждан – в размере от трехсот до пятисот рублей;

— на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

— на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статей 19.4, 19.5 КоАП РФ, могут:

— должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Управления Роспотребнадзора по Архангельской области),

— должностные лица органов внутренних дел (полиции).

После составления указанными должностными лицами протоколов
об административном правонарушении они направляются для рассмотрения и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности мировому судье соответствующего судебного участка.

В соответствии с положениями статьи 28.4 КоАП РФ право возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность
за которое предусмотрена КоАП РФ, предоставлено прокурорам при осуществлении надзора за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории России.

2. Нарушение мер при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации

2.1. Уголовная ответственность

Правительство России внесло коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В связи с этим нарушение санитарно-гигиенических мероприятий может послужить основанием для привлечения к ответственности по статье 236 Уголовного кодекса России (приведена в пункте 1.1).

Также нарушение карантинных мер может быть квалифицировано и по другим статьям. В частности, по статье 237 УК РФ («Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей») и статье 293 УК РФ («Халатность»).

По данной статье было возбуждено уголовное дело против Санниковой И., главного внештатного инфекциониста Ставропольского края и профессора кафедры инфекционных болезней и фтизиатрии Ставропольского государственного медицинского университета, которая скрыла от руководства факт посещения Испании с 6 по 9 марта и по возвращении в Россию не предприняла мер к 14-дневной изоляции. У нее была диагностирована коронавирусная инфекция.

2.2. Административная ответственность

Указ Губернатора области от 17 марта 2020 года № 28-у устанавливает дополнительные запретительные меры в целях минимизации последствий от возможных чрезвычайных ситуаций, а также принятия дополнительных мер по защите населения и территорий Архангельской области от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Указ Губернатора области от 17 марта 2020 года № 28-у является частью системы противоэпидемических мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, в связи с чем за нарушение установленных им ограничений и требований к гражданам и юридическим лицам граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица могут также быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ (санкции указаны выше).

Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в том числе невыполнение требований нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», влечет в соответствии со статьей 20.6 КоАП РФ наложение административного штрафа:

— на должностных лиц – в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

— на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Протоколы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.6 КоАП РФ, составляют:

— должностные лица органов внутренних дел (полиции);

— должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Новая статья 20.6.1 КоАП РФ. Невыполнение правил поведения
при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

Часть 1 статьи 20.6.1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Это влечет предупреждение или наложение административного штрафа

— на граждан в размере от 1 до 30 тысяч рублей;

— на должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 до 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей.

По части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов (часть 1 и абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Часть 2 статьи 20.6.1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 20.61, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи.

Это влечет наложение административного штрафа

— на граждан в размере от 15 до 50 тысяч рублей;

— на должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 500 до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять:

— должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 18 части 5 статьи 28.3);

— должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации. Перечень указанных органов и их должностных лиц утверждается высшим должностным лицом субъекта Федерации;

— прокуратура (статья 28.4 КоАП РФ).

В случаях выявления административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ, проводится административное расследование.

Органами, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Архангельской области являются:

— Главное управление МЧС России Архангельской области;

— агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области (далее – агентство).

Должностные лица указанных органов могут привлекать юридических
и должностных лиц к административной ответственности по данной статье КоАП РФ.

В соответствии с административным регламентом осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера должностные лица агентства могут в случае выявления в ходе мероприятий надзора нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом местного самоуправления обязательных требований:

1) возбуждать дело об административном правонарушении, если в выявленном нарушении усматривается состав административного правонарушения;

2) выдавать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину, органу местного самоуправления об устранении выявленных нарушений и осуществляют контроль за исполнением выданного предписания.

Неповиновение законному требованию должностных лиц при выполнении требований, введенных в рамках режима повышенной готовности, также влечет ответственность по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ и части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с положениями статьи 28.4 КоАП РФ право возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность
за которое предусмотрена КоАП РФ, предоставлено прокурорам при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе вносить представление об устранении нарушений закона, протест прокурора, выносить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Статья 17.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора. Это влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

— на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

— на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 13.11 указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у Управлению Министерства внутренних дел
по Архангельской области и Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области рекомендовано обеспечить содействовать обеспечению проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий и реализации иных мер, предусмотренных данных указом
.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Действия сотрудников полиции регулируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (Закон № 3-ФЗ).

Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей. Это влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Протоколы об административных правонарушениях об указанных административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 1 статьи 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1).

3. Ответственность за распространение фейковых новостей

3.1. Уголовная ответственность

— Статья 207.1 «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан»;

— Статья 207.2 «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия».

Это связано с тем, что в условиях борьбы с такой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) ложная информация дезориентирует граждан и препятствует принимаемым мерам по недопущению ухудшения ситуации.

Статья 207.1 УК РФ. За публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территориях, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств предлагается наказывать следующим образом:

— штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев;

— обязательные работы на срок до 360 часов;

— исправительные работы на срок до 1 года;

— ограничение свободы на срок до 3 лет.

Под обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и здоровью граждан, понимаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии, эпизоотии и иные аналогичные обстоятельства, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери).

Статья 207.2 УК РФ. В случае публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека (часть 1 статьи 207.2) предлагается наказывать:

— штрафом в размере от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

— исправительными работами на срок до 1 года;

— принудительными работами на срок до 3 лет либо лишением свободы
на срок на тот же срок.

За публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (часть 2 статьи 207.2 УК РФ) предусмотрены более суровые уголовные санкции:

— штраф в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 2 миллионов рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
от 18 месяцев до 3 лет;

— исправительные работы на срок до 2 лет;

— принудительные работы на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок
на тот же срок.

Расследование указанных преступлений отнесено к ведению следователей Следственного комитета России (подпункт «а» части 2 статьи 151 УПК РФ).

Рассмотрение уголовных дел:

— по статье 207.1 и части 1 статьи 207.2 УК РФ– к подсудности мировых судей (часть 1 статьи 31 УПК РФ);

— по части 2 статьи 207.2 УК РФ — районных судов (часть 2 статьи 31 УПК РФ).

3.2. Административная ответственность

Статья 13.15 КоАП РФ. Злоупотребление свободой массовой информации

Новые части 10.1 и 10.2 следующего содержания:

Часть 10.1 статьи 13.15 КоАП РФ. Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, указанными в части 10.1 данной статьи, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Это влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 до 3 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Часть 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ. Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Это влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 3 до 5 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Часть 11 статьи 13.15 КоАП РФ. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10.1 или 10.2 данной статьи.

Это влечет наложение административного штрафа

— на граждан в размере от 300 до 400 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;

— на должностных лиц – от 600 тысяч до 900 тысяч рублей;

— на юридических лиц – от 5 до 10 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.15 КоАП РФ.

По частям 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют

— должностные лица органов внутренних дел (полиции)(пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ);

— должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.15 КоАП РФ, проводится административное расследование.

По статье 13.15 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают мировыми судьями (часть 1 и абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

4. В сфере обращения лекарственных средств

До настоящего время размеры предельных надбавок устанавливались только в отношении лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Федеральным законом «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания Правительство России вправе установить предельные отпускные цены и надбавки на лекарственные препараты, не включенные в указанный перечень. В этой связи вводится специальная административная ответственность за завышение цен на лекарства.

Это статья 14.42 КоАП РФ «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств».

Новая часть 4 статьи 14.42 КоАП РФ. Реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты.

Это влечет наложение административного штрафа

— на должностных лиц в размере от 250 до 500 тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

— на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Эти нормы направлены на предотвращение незаконного завышения цен на необходимые гражданам лекарственные препараты, что особенно важно в текущей ситуации с распространением опасного вируса.

Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.42 КоАП РФ (часть 1 статьи 23.51 КоАП РФ).

Должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.42 КоАП РФ (пункт 18 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

5. Нарушение работодателем Указа Президента России от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»

В Трудовом кодексе России прописаны все дни, когда сотрудник может без уважительной причины не работать и это не будет считаться прогулом. К таким дням относятся выходные дни и праздничные нерабочие дни.

Категории «нерабочих дней» Трудовой кодекс не предусматривает.

Вместе с тем может сформироваться практика применения ответственности за нарушение трудового законодательства и иных норм трудового права по части статьи 5.27 КоАП РФ. Она предусматривает назначение административного наказания

в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Также это ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического режима. Если такое нарушение по неосторожности повлекло массовое заболевание или отравление людей, то ответственность наступит уже в соответствии со статьей 236 Уголовного кодекса РФ (штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 6 месяцев, либо лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательных работ на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до 1 года).

При этом, если принуждение работника выйти на работу повлечет по неосторожности смерть человека, то предусмотрена ещё более строгая мера уголовной ответственности – обязательные работы на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Читайте также
Яндекс.Метрика