За что отвечают администрации районов и городов? К новым обязанностям готовятся муниципалитеты

К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относятся четыре главных аспекта: создание и содержание контейнерных площадок; определение схемы их размещения и ведение реестра; формирование экологической культуры и ликвидация несанкционированных свалок.
На одном из заседаний координационного совета представительных органов муниципальных образований Архангельской области главам было рекомендовано предельно серьезно отнестись к этим составляющим реформы.
Как напомнил министр природных ресурсов и ЛПК Александр Ерулик, в регионе выявлено 4896 мест накопления отходов вместо ранее озвучивавшейся цифры 3327. Причина – несоответствие сведений, содержавшихся в старом варианте территориальной схемы по обращению с ТКО, и результатов инвентаризации. Кроме того, не учитывалась сезонность потоков вывозимого мусора, обнаружен ряд других нестыковок. Поэтому возникла необходимость переработать документ и утвердить его в окончательном виде.
После принятия новой территориальной схемы будет утвержден тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. В области сегодня организовано пять тысяч контейнерных площадок для сбора мусора, необходимо обустроить еще семь тысяч. Их общая стоимость составляет 240 миллионов рублей.
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз, то есть по федеральному законодательству обустройством и содержанием площадок он заниматься не должен. Управляющие компании тоже выведены из этой сферы деятельности, вся ответственность возложена на муниципалитеты. Частично решить эту проблему поможет областная казна – строительство будет осуществляться на основе софинансирования с местными бюджетами.
Кроме того, определены пилотные территории по внедрению системы раздельного сбора отходов (РСО). Это Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма. Раздельный сбор также станет осуществляться в школах, детских садах и социальных учреждениях области. Будут организованы пункты приема вторсырья.
Председатель комитета областного Собрания по жилищной политике и коммунальному хозяйству, координатор проекта «Чистая страна» Виктор Заря охарактеризовал ситуацию в сфере обращения с ТКО и пути ее решения: «Необходимо выполнять то, что прописано в законах. В первую очередь нам нужно заниматься проблемой обращения с ТКО, которая непосредственно коснется наших граждан. Надо как можно быстрее начать работу именно с ними. Потому что вопросы появятся очень быстро».
По словам депутата, самая главная проблема касается обустройства контейнерных площадок. Например, в областном центре не готова даже половина из них. Администрация города разработала свой вариант размещения мест сбора и накопления ТКО: жителям многоквартирных домов предлагается самостоятельно выбрать место для своей площадки, проголосовать на общем собрании собственников и содержать площадки за свой счет.
– Пока мне непонятна позиция муниципальной власти. Она не должна уходить в сторону и оставлять наших собственников, жителей один на один с этой проблемой. Здесь будет проводиться большая работа, будут санкции в случае невыполнения, – отметил Виктор Николаевич.
В ходе дискуссии также был поднят вопрос использования вторсырья. Как пояснил зампред правительства области Евгений Фоменко, в Котласе строится завод по переработке макулатуры, проектная мощность которого позволит принимать около 100 тонн в сутки – это закроет вопрос переработки бумажного вторсырья в регионе. Стекло, вероятнее всего, будет вывозиться в другие регионы. Что касается пластика, то, видимо, с этой разновидностью ТКО будут работать на территории Архангельской агломерации.
Вадим Поморцев.
Факт. Новые требования прописаны в законе
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами описаны в ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». С 1 января 2019 года к таким полномочиям относятся:
• создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
• определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра площадок;
• организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, согласно ст. 16, 17 Правил обращения с ТКО органы местного самоуправления отвечают за ликвидацию несанкционированных свалок, вновь выявленных регоператором на землях конкретного муниципального образования. Так, в случае обнаружения регоператором места складирования отходов объемом более 1 куб. м на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении с регоператором, свалку обязан устранить собственник земельного участка. Регоператор должен выслать ему уведомление и проект договора на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки.
Если в течение 30 дней мусор не убран и договор не заключен, компания-оператор вывозит отходы самостоятельно с правом взыскать с собственника земельного участка понесенные расходы через суд.






Личное письмо от редактора Двиноважье — раз в неделю в вашу почту
Подпишитесь и читайте самые интересные тексты на сайте, которые вы могли пропустить.