Двиноважье – Без работы себя не помнит уроженка деревни Прилук Виноградовского района Татьяна Вакорина

Без работы себя не помнит уроженка деревни Прилук Виноградовского района Татьяна Вакорина

Мы продолжаем рассказывать вам о детях военной поры, делиться их воспоминаниями. Все они разные, но едины в своей любви к семье, родине, деревне, а еще к труду.

Сегодня воспоминаниями делится Татьяна Максимовна Вакорина, которая родилась в 1932 году в деревне Прилук. Татьяна была младшей в семье. Старше ее были брат Иван и сестра Анна. Сестры Татьяна и Анна были неразлучны с детства: когда Таня родилась, ее сразу передали Анне, которой самой было на ту пору 4 года.

Чтобы передать весь стиль, дух и сюжет повествования, рассказ будем вести от имени Татьяны Максимовны.

— Оба родителя были родом из Прилука. Папа очень мастеровой был. Он дома шил карбасы. Их покупали не только в районе. Чаще отец, договорившись с баржами, прицеплялся к ним и на карбасе уходил в Архангельск.

А еще отец изготавливал кирпичи. Всей семьей тяпали их. Весь цикл изготовления как сейчас помню. Заготовляли глину и доставляли к печам на себе.  У дома до самых морозов месили глину голыми ногами. Обутки не было никакой. Воду добавляли с колодца или с канавы прямо. Часто вода и со льдинками была, но ее никогда не подогревали. Притащим воду и топчем глину с Нюрой, топчем, пока ноги совсем не отказывали. Дальше глину по формам раскладывали, сушили. В печах обжигали. Ночь не спали, печи топили. Потому кирпич наш хвалили. Отовсюду приезжали за ним. Мы с Нюрой у отца вместо работников и были. Не помню нас без работы совсем.

Мы все трое получили начальное образование в школе в Прилуке. Классы большие были, на домах прямо.  Дальше отец учиться не отпустил. Время суровое было.

Объявили войну. В октябре 1943-го Иван ушел на фронт. Похоронки в деревню приходили часто. Возвращались и покалеченные с войны. Василий Сибирцев контужен, Леха Сибирцев штыком ранен, у дяди Лени, танкиста, пятки оторвало, Шурка Жвакин совсем ходить не мог. Да что говорить, ни один целый не возвращался. А вот награды у всех были. Мужики у нас собирались, а мы с Нюрой подслушивали.

От Ивана нашего мало новостей было. Знаем только, что какую-то станцию обороняли. И ружей, и снарядов у наших мало было. Но крепко стояли. Тогда немцы вот до чего додумались: прицепили к составу спирт. Ребята расчухали это дело и упились. Немцы станцию захватили. Многих расстреляли, других в Германию увезли. Иван у одного фермера за скотом ухаживал. Немцы к работникам хорошо относились. Но побеги были регулярно. Убегал и Иван: и группой, и в одиночку. Их ловили, к фермеру вновь возвращали. И один из побегов удался. Добрался Иван до своих. А свои сразу в лагеря. А потом опять на фронт.

С войны брат пришел в сентябре 1950 года.  Награды принес. Мы с Нюрой гордились им очень.

Как война, жизнь наша деревенская не особо изменилась. Нас с Нюрой в колхоз взяли, на скотний, а то загнулись бы совсем от домашней работы.  Так стали доярками. До пенсии коров доили. Я в Прилуке, а Нюра, выйдя замуж, в Закоре.

За годы работы дояркой Татьяна Максимовна много грамот и благодарностей имеет. Званием «Труженик тыла» гордится!  Замуж  вышла за топецкого парня Леонида Ивановича Вакорина. В дружной семье родились трое детей: Надя, Николай и Любовь. Сегодня у Татьяны Максимовны 7 внуков и 11 правнуков, а ей самой 88 лет. Нередко сравнивает себя и своих наследников. И нет лучше похвалы, когда скажет, что похож на Максима или на них с Нюрой. А для большой семьи бабушка – гордость!

Подробнее вы можете прочитать в районной газете «Двиноважье» № 26 от 7 апреля 2020 года.

Читайте также
Яндекс.Метрика